Made in Ukraine в ЕС

Made in Ukraine в ЕС

Зона свободной торговли с Евросоюзом и общая либерализация экономических взаимоотношений с Западом открывают для украинского бизнеса привлекательное окно возможностей. Как нам войти в Европу, чтобы задержаться там подольше?

Рост есть!


Центр интернет-торговли Allbiz осенью 2015-го приводил такие данные: в первом полугодии прошлого года экспорт в Европу вырос в 1,7 раза по сравнению со предыдущим вторым полугодием 2014 года. Аналогичные цифры прослеживаются и во многих других индикаторах: от государственной статистики до подсчёта самих бизнесменов. Прирост этот во многом вынужденный, обусловленный проблемами украинского экспорта в СНГ и в Россию в частности. Но каковы бы ни были причины — рост поставок на Запад есть, что не может не вселять оптимизм, особенно после массированных информационных кампаний на тему «Кому мы нужны там, в Европе?». Оказывается, нужны. Хотя объёмы взаимодействия всё ещё оставляют желать лучшего.

Заробитчане и интеллектуалы


Деловая репутация украинцев по ту сторону границы, скажем прямо, неоднозначная. Наши соотечественники-заробитчане зарекомендовали себя как низкооплачиваемые, но вместе с тем бесконфликтные и иногда достаточно квалифицированные работники. Кроме того, европейский бизнес знает украинцев как отличных IT-специалистов, «технарей», медиков. В противовес этому наша «элита» не перестаёт присутствовать в европейских СМИ в качестве фигурантов политических и коррупционных скандалов.

Поэтому создание имиджа и репутации при выходе на иностранные рынки для украинских предпринимателей заключается в первую очередь в том, чтобы показать свою принадлежность к образованной и передовой Украине.

Помимо прочего, начало работы на европейские рынки — отличный повод для приведения документации, финансовых вопросов и производственного процесса в соответствие с украинскими и в первую очередь международными законодательством и стандартами. Речь не только об опасности подмочить репутацию, но и о реальных рисках уголовного преследования предприятия и его основателей. Если в Украине давление на бизнес со стороны государства возникает вдруг и ниоткуда, но так же быстро может исчезать, то в Европе интерес органов власти будет обоснованным и, так сказать, необратимым.

Анализируй это!


В прошлом году один из украинских онлайн-сервисов по поиску недвижимости — ЛУН.ua — отправился покорять Европу, перед тем успешно расширив свою деятельность на страны бывшего Советского Союза. В Европе первыми для украинских разработчиков стали не крупнейшие и богатейшие рынки Германии, Британии или Франции, как того можно было ожидать, а ближайших соседей: Польшу, Венгрию, Румынию, а также Чехию.

Бизнесмены не скрывают своей логики. Польский и чешский языки близки к украинскому и русскому, что упрощает разработку и тестирование «экспортного» продукта. Географическая близость уменьшает неизбежные административные расходы при запуске бизнеса в новой стране. Менталитет, уровень жизни, бытовые реалии — всё это намного ближе и понятнее украинцам именно в Восточной Европе, что упрощает ведение бизнеса, ориентированного на рядового клиента.

Как известно, ЕС регулирует свою экономику квотами на производство и тем более импорт продукции. Не входящие в ЕС страны Запада могут такой устоявшейся системы квотирования не иметь, но и они — не стоит сомневаться — умеют защитить внутренний рынок и своего производителя. Об этом также важно помнить, выходя на европейские рынки: непопадание в квоты означает не только излишние расходы (например, на пошлины), но и предстоящую конкуренцию с местным товаропроизводителем, и скорее всего — с неблагоприятным исходом. Попадание же в квоты, наоборот, говорит о хороших перспективах: о гарантированной востребованности продукта на рынке и низкой конкуренции.

К слову, вышеупомянутый онлайн-сервис недвижимости так или иначе изучал своих европейских конкурентов (тогда — теоретических, сейчас — реальных) несколько последних лет! Этот анализ позволил теперь определить конкретные рынки для экспансии, наиболее перспективные для этих рынков продукты, размер инвестиций, механизмы продвижения, реальные цели и задачи. Так что следить за европейскими рынками сейчас имеет смысл даже тем, кто и близко не подошёл к этапу расширения своего бизнеса за рубеж, но теоретически способен это сделать.

Настораживающий made in Ukraine


Западные компании продолжают сдвигать производственные мощности на восток: в Азию или по крайней мере в Восточную Европу. А вот украинскому бизнесу стоит подумать о приобретении или аренде производства как раз в странах ЕС. Во-первых, это вполне здравый шаг в условиях периодических рейдерских захватов и необоснованных обысков у нас в стране. А во-вторых, продукция, произведенная в ЕС даже только на стадии сборки, будет и маркирована соответствующим образом, что автоматически повысит её шансы на продвижение по сравнению с милым сердцу, но настораживающим европейцев «брендом» made in Ukraine.

То же в определённом смысле касается и представительства украинской компании — администрации, менеджмента.

Срыв введения безвизового режима Украины с ЕС, внутренний политический кризис в самом Евросоюзе, завершение этапа льготных товарных отношений между нашей страной и западными соседями — всё это вроде бы должно отодвигать время нашего выхода на Запад. На самом деле все примеры и все эксперты говорят об одном: чем раньше, тем лучше, не боясь внешних факторов (но, конечно, учитывая их). Бизнес, который слишком долго дозревал у себя в стране, может оказаться впоследствии ненужным за рубежом: нишу, если таковая и была, займут местные предприниматели и другие, более резвые импортёры.

Zavarnik
Вернуться назад