Европейский рынок для Украины?

Европейский рынок для Украины?

Зона свободной торговли с Евросоюзом открыла для украинских производителей не только новые возможности, но и новые вызовы. Удастся ли нашим компаниям закрепиться на европейском рынке и какие трудности придётся преодолеть для этого?

Борьба за покупателя


С начала года вступил в силу экономический пакет ассоциации ЕС-Украина. Это означает начало действия ЗСТ и открытие европейских рынков для украинских товаров и услуг. Немало украинских компаний-экспортёров и без этого были представлены на еврорынках, но теперь они получат ещё и определённые послабления в оформлении и перемещении грузов. А наиболее интересными являются преференции по ставкам пошлин для украинских товаров, перевозка которых оформлена сертификатами EUR.1. Кроме того, экспортёры, которые оформят сертификаты, получают соответствующий номер, и повторное обращение за ними не требуется.

Наличие сертифицированной продукции открывает не только рынок ЕС. Многие азиатские партнёры Украины, в частности Китай, хотят получать от нас товары, отвечающие европейским стандартам качества. Так что, получив соответствующий сертификат, компания обретает своего рода пропуск и на остальные рынки мирового сообщества.

Экспортёрам, уже имеющим опыт работы с западными рынками, особо перестраиваться не придётся. Но вот новичкам нужно будет приводить свои товары и услуги в соответствие с евростандартами.

В целом же предполагается, что украинские товары станут в Европе намного дешевле и соответственно конкурентоспособнее. А снятие таможенных препятствий сделает торговлю между Украиной и ЕС взаимовыгодной.

Безусловно, приход европейских товаров на украинский рынок станет большим вызовом для отечественных компаний и повлечёт борьбу за потребителя. Вместе с тем украинский производитель имеет стабильную базу своих покупателей, знающих его товарную линейку и ценовые параметры; особенно это касается продуктового сегмента. Так что если отток клиентов и будет, то незначительный.

В ожидании еврочуда


Соглашение о ЗСТ предусматривает 10-летний период, на протяжении которого Украина ежегодно будет снижать пошлины на ввоз европейских товаров. И это конкретная уступка со стороны ЕС, учитывая нашу непростую экономическую ситуацию. Также имеются отдельные товарные группы, для которых установлены ограничения на ввоз по преференционным тарифам. Причём это касается как наших, так и европейских товаров.

Однако скорых результатов для экономики нам ждать не приходится. По мнению экономиста Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, кардинальных трансформаций в торговом обороте с ЕС не произойдёт, поскольку ЗСТ на сегодня скорее имиджевая и эволюционная процедура.

С такой позицией нельзя не согласиться, ведь и до ЗСТ достаточно большая часть товаров во взаимном обороте не попадала под высокие пошлины, за исключением разве что сельхозпродукции. Но и в новом соглашении присутствуют некоторые ограничения в виде квот на некоторые виды зерновых культур. А пошлины для большинства товаров промышленной группы из ЕС и до этого были минимальными, а по отдельным позициям и вообще нулевыми. Часть ограничений для Украины, в частности, квоты и пошлины по импорту автомобилей, так и остались.

Но и после частичного снятия прежних ограничений торговля будет взаимовыгодной и постепенно её объёмы возрастут, считает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. Некоторые результаты видны уже сегодня: если ещё 2 года назад основным торговым направлением была Российская Федерация, то сегодня главным партнёром является ЕС.

Однако, несмотря на оставление квотного принципа, скорее всего уже через пару лет существующие ограничения ЕС могут быть сняты. А сейчас для наших импортёров и европейских компаний гораздо проблематичнее девальвация гривни и курсовая лихорадка на валютном рынке. Эти явления уменьшают покупательную способность населения и тормозят дело гораздо больше каких-либо пошлин и квот.

Качество, имидж и кое-что ещё


Рынок ЕС на сегодня — крупнейший в мире. А его близость к Украине даёт несомненную выгоду в части уменьшения транспортных расходов и соответственно цены по сравнению, например, с тем же китайским рынком. Так что потенциал для наращивания товарооборота значительный.

Но вхождение в еврорынок наверняка займёт несколько лет. Быстрого наращивания торгового оборота не будет, особенно у тех компаний, которые ещё не известны на Западе. Дешёвая продукция не обязательно будет вне конкуренции: Европа имеет свои устоявшиеся предпочтения, а главным критерием служит качество.

Поэтому для вхождения на рынок ЕС украинским производителям придётся тщательно следить за качеством товара и работать над своей репутацией. Любые неудачи в этом вопросе будут отражаться на имидже всей страны. Со стороны государства требуется изменение законодательства и системы налогообложения, исходя из европейских норм.

Но следует помнить и о наших гражданах. Они ведь тоже потребители товара, который кто-либо собирается экспортировать. Если такая продукция будет котироваться на международном рынке, то она сможет занять стабильную нишу и на отечественном.

Безусловно, вхождение на высокоразвитый, со своими давними традициями, и отчасти непривычный для нашего бизнеса рынок будет сложным и длительным процессом. Но он даст новые возможности для поднятия украинской экономики, а вместе с этим и уровня жизни граждан. Ведь безвизовый режим не нужен людям, у которых нет денег на билеты и гостиницы.

Очень хочется надеяться, что вхождение в ЗСТ даст реальные, а не задекларированные политиками результаты. Последствием этого могут стать изменения во всех ключевых сферах экономики, внедрение евростандартов в жизни граждан и работе бизнеса. По большому счёту это стратегический путь, сворачивать с которого Украине больше нельзя.

Zavarnik
Вернуться назад