Какие сюрпризы ожидают «эндээсников» в 2016 году?

Какие сюрпризы ожидают «эндээсников» в 2016 году?

За шумными баталиями вокруг налоговой реформы не всем удалось вникнуть в суть изменений относительно одного из наиболее одиозных налогов — на добавленную стоимость (НДС).

Базовые новшества


Горячие дискуссии по поводу изменений в правилах возмещения НДС велись фактически весь минувший год. Но начавшийся междусобойчик Кабмина и Верховной Рады относительно модели налоговой системы отодвинули их на задний план. В конечном итоге принятые изменения в режиме уплаты НДС многим показались несущественными. Однако при более детальном изучении они представляются не такими уж поверхностными.

Действительно, основные ставки остались на прежнем уровне. Для большинства операций это 20 %, фармацевтическая группа — 7 %, операции по экспорту товаров и продукции — нулевая ставка. Скорее всего, этот факт и вводит большинство плательщиков НДС в заблуждение об отсутствии существенных изменений. Однако при продаже товаров, произведённых самим плательщиком налога, база налогообложения должна рассчитываться по-другому, с учётом их себестоимости. При этом остальные товары будут облагаться НДС, исходя из их договорной стоимости.

По мнению специалистов, здесь скрываются определённые проблемы. Пока что нет практики применения этой нормы и непонятно, каким образом фискальный орган будет проверять правильность начисления налога. Договорную стоимость есть возможность сравнивать с аналогичными ценами, которые сложились на рынке данной продукции. Но себестоимость зависит от множества факторов и может варьировать в широких границах. Такая неопределённость может подтолкнуть плательщика к уменьшению размера налоговых обязательств, а фискальный орган — к субъективной оценке или злоупотреблениям.

Как безусловный плюс следует отметить возвращение к прежнему механизму подачи жалоб на невнимательных контрагентов плательщика, заполняющих налоговые накладные с ошибками или не соблюдающих сроки их регистрации. Его отмена вначале 2015 года лишала плательщика НДС возможности оспаривать прецеденты и получать налоговый кредит. Теперь эта проблема устранена. Помимо этого, в случае получения жалобы на контрагента фискальный орган обязан будет осуществить его внеплановую документальную проверку и применить штрафные санкции.

Спецсчёт и возмещения


Новшества коснулись и применения счетов по НДС. Здесь также следует отметить позитив, который заключается в изменении формулы расчёта НДС: сюда добавили овердрафт — среднемесячное значение уплаченного за последние 12 месяцев налога, которое подлежит ежеквартальному пересмотру. Это возможность снижения размера депонирования средств на НДС-счетах, что в свою очередь позволяет не уменьшать оборотные средства предприятия.

Как приятную уступку налогоплательщикам можно расценить и возможность пополнять спецсчёт по НДС за счёт переплаченных сумм.

Нельзя не отметить 2 интересных новшества для компаний, желающих получить возврат НДС. Отменена норма, которая требовала от плательщика регистрации не раньше 12 месяцев от даты подачи заявления о возмещении. Также изменениями упразднено условие, что сумма по операциям, подлежащим налогообложению, должна быть меньше заявленной для возврата.

Уже с февраля заработали два открытых реестра для регистрации заявлений о бюджетном возмещении НДС. Один реестр будет включать в себя плательщиков, получающих автоматическое возмещение налога, второй — всех остальных. Впрочем, независимо от того, в каком реестре будет находиться та или иная компания, она может быть проверена на соответствие заявленных к возврату сумм. Проверка может осуществляться ГФС на протяжении 30 дней с момента предоставления НДС-декларации, но не является обязательной. Ввиду этого подлежащая компенсации сумма будет считаться согласованной со дня завершения периода, в котором могла быть проведена проверка.

Предприятия, которые претендуют на автоматическое возмещение налога, подлежат дополнительной проверке ГФС на соответствие этой категории плательщиков.

«Лечение» аграриев: горькая пилюля


А вот для аграриев условия явно ухудшились. Это не стало неожиданностью, ведь АПК в последние несколько лет оставался одной из немногих отраслей экономики, приносящих хорошую прибыль. Фискалы уже давно зарились на этот «пирог» и не преминули воспользоваться случаем откусить его часть, лишив АПК былых льгот.

Согласно изменениям, обложению НДС подлежат все операции с зерновыми, рапсом и подсолнечником. При этом НДС будут платить все, кто осуществляет продажу: и производители, и посредники. Правда, это нововведение отложено до 2018 года, а чтобы подсластить пилюлю — зернотрейдерам сняли лимит по бюджетному возмещению.

В текущем году для агропромышленных предприятий ещё будет действовать спецрежим по НДС, хотя и с некоторыми ограничениями. Так, в распоряжении налогоплательщиков, проводящих операции с техническими или зерновыми культурами, будут оставаться только 15 % налога, остальные 85 % подлежат перечислению в бюджет. А вот для животноводческого сектора эта пропорция будет составлять соответственно 80/20. Остальные операции будут иметь пропорцию 50/50.

Предприятия, работающие в нескольких сферах, будь то АПК или другие отрасли, должны рассчитывать конечные суммы с учётом каждого направления.

Беспощадно ликвидировать


Если правительственный кризис в ближайшее время благополучно разрешится, страну ожидает полноценная налоговая реформа. Такие намерения витают в коридорах Кабмина и уже в начале года озвучивались премьером. По его словам, с января 2017 года страна должна жить по новому Налоговому кодексу и к НДС будет уже совершенно другой подход. ГФС, мол, будет поставлена задача беспощадно ликвидировать всевозможные схемы возмещения НДС. Как утверждают в правительстве, только за счёт борьбы с такими схемами в 2015 году удалось дополнительно направить в бюджет около 40 млрд грн.

Учитывая эти заявления, бизнесу следует готовиться к сокращению льгот и ужесточению администрирования НДС. Так что описанные выше изменения — только первые шаги в этом направлении.

Будет неправильным утверждать, что украинский бизнес насквозь пропитан уклонением от налогов и коррупцией. Никто не против разумного подхода к уплате налогов и прозрачности их администрирования. Но частота переписывания Налогового кодекса не приводит автоматически к либерализации налоговой политики. Её нужно начинать с конкретных шагов, решать наиболее болезненные проблемы налогообложения, — например, с тем же изъятием оборотных средств на НДС-счета.

Нельзя сказать, что вступившая в силу с начала года новая редакция Налогового кодекса совершила глобальный переворот в нашей налоговой системе. И наличие нерешённых проблем с возмещением НДС тому подтверждение. В этом направлении правительству есть над чем работать. А пока бизнесу придётся в очередной раз приспосабливаться к «зигзагам судьбы».

Александр КОЗКА
Вернуться назад