Что поможет вывести бизнес из тени

Что поможет вывести бизнес из тени

Детенизация бизнеса декларировалась всеми правительствами в качестве первоочередной задачи для оздоровления экономики. Но что может стимулировать бизнес на выход из тени, кроме репрессивных действий государства?

ГДЕ ВЗЯТЬ СТИМУЛ?


Задача теневой экономики в период кризиса заключается в создании субъектами предпринимательства условий для своего выживания: минимизации убытков, чтобы избежать банкротства и поддерживать определённый уровень жизнедеятельности. Уйдя в тень, компания создаёт себе некое подобие демпфера для защиты от кризисных явлений.

Непосредственными причинами работы в тени эксперты считают нежелание платить высокие налоги, соблюдать нормы КЗоТа, стандарты и другие обязательства, снижающие доходность бизнеса.

Одно из последних исследований The World Bank показало, что теневая экономика в 162 странах, которые подверглись изучению, составила около 17 % от общего ВВП. Украина находится в этом рейтинге на 140-й позиции — примерно 50 % тенизации (хотя, по оценкам местных экспертов, в отдельных сферах она может доходить до 60 %).

Эксперты и политики постоянно дискутируют о причинах этого явления. Но для его искоренения гораздо важнее понять, какие стимулы заставят бизнес работать открыто и прозрачно. В частности, можно условно выделить три фактора, которые при определённых усилиях государства смогли бы стимулировать детенизацию.

ВНЕШНЕЕ ВЛИЯНИЕ


Этот фактор, учитывая перспективы ЗСТ и безвизового режима, может стать наиболее существенным для компаний, которые хотят работать с Евросоюзом.

Сегодня у большинства украинских предприятий проблемы с ликвидностью и оборотным капиталом; при этом их кредитные возможности ограничиваются дороговизной ресурсов, предлагаемых местными банками. Поэтому с открытием границ бизнес будет искать доступ к дешёвым европейским ресурсам, но рассчитывать на их быстрое получение и на таких же льготных условиях, какие существуют для европейских компаний, украинскому бизнесу не стоит. И дело здесь не в том, что Украина ещё не член ЕС. Чтобы получить дешёвые ресурсы в Европе потребуется полная прозрачность деятельности, а это для большинства наших компаний весьма проблематично.

Даже частное кредитование, также распространённое в Европе, невозможно без прозрачности бизнеса. Ни один инвестор не станет вкладываться в корпоративные права компании, не зная её реального финансового состояния и бенефициаров.

Ещё одним мотивом для детенизации должно стать открытие для украинского бизнеса новых рынков. Продукция и услуги наших компаний вполне могут быть конкурентоспособны на мировом рынке. ЗСТ будет способствовать их продвижению благодаря новым таможенным тарифам и ликвидации отдельных препятствий в торговом обороте. Но это, опять же, сопряжено с наличием достоверной и доступной финансовой информации о компании. Так что в любом случае только легальная деятельность может открыть доступ на внешние рынки. Это должно стать первым стимулом для детенизации отечественной экономики.

ПРАВОВОЙ ДИКТАТ


Отличительным признаком западной культуры ведения бизнеса традиционно считается открытость. Это обязательный репутационный элемент, который демонстрирует степень социальной ответственности компании. В большинстве стран ЕС существует «законодательное принуждение» к публичности: средние и большие компании обязаны размещать финансовую и аудиторскую информацию, годовые отчёты менеджеров на корпоративных сайтах. Это позволяет клиентам и любым заинтересованным лицам или организациям получить представление о деятельности компании.

Осуществление в Украине такой модели отношений бизнеса с обществом и государством невозможно без имплементации соответствующего законодательства ЕС. Помимо этого, должно стать нормой применение государством всяческих стимулирующих программ для добросовестного бизнеса, которые способствовали бы детенизации.

Большое значение здесь отводится установлению стабильной и понятной налоговой политики, позволяющей бизнесу осуществлять долгосрочное планирование и привлечение ресурсов. Предсказуемость в этом вопросе станет первой ласточкой доверия бизнеса к государству. Не секрет, что низкая доходность при неадекватной налоговой нагрузке вынуждает применять схемы минимизации налогов, — в частности, такие как «упрощёнка» или неофициальная занятость.

Баланса интересов между государством и бизнесом в этом вопросе можно попытаться достигнуть путём снижения ставок налогов и упрощения их администрирования. Вместе с усовершенствованием законодательства и реальной борьбой против коррупции эти меры могут дать эффект и в вопросе детенизации.

КОНТРОЛЬ + ДОВЕРИЕ


Одним из результативных методов пресечения нелегального оборота в западных странах является ограничение наличных расчётов. НБУ пару лет назад тоже начал вводить такие ограничения, но в силу ментальности нации этот процесс идёт «очень постепенно». Такие же цели преследует и ГФС, борясь с фиктивными фирмами, служащими конвертационными центрами для теневых сделок.

Практика других государств показывает, что лучшим контролёром и борцом с теневой экономикой может стать само общество в лице неравнодушных граждан. Но для этого они должны иметь соответствующую финансовую осведомлённость и активную гражданскую позицию. Самоочищение бизнеса, когда его законопослушные компании и ФЛП объединятся против недобросовестных дельцов, является самым эффективным механизмом борьбы с теневым оборотом средств.

Для осуществления реальной детенизации необходимо выстроить доверительные отношения между бизнесом, гражданами и государством, поскольку результат любого начинания в известной степени зависит от взаимного доверия его участников. Кроме того, помимо контроля нужна и соответствующая мотивация. И если государство совместно с обществом сумеют такую мотивацию создать, это, безусловно, приведёт к детенизации украинского бизнеса.

Zavarnik
Вернуться назад