Как врут на этикетках

Как врут на этикетках

Этикетки на упаковках с едой вскоре могут стать более подробными и, главное, правдивыми. В парламенте зарегистрирован законопроект «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Впрочем, чтобы новый закон начал работать, в Украине нужно менять систему контроля.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ НОВЫЙ ЗАКОН


Этикетки в Украине должны оформляться по европейским правилам. Поэтому нужно будет не только подробно прописывать состав, пищевую ценность, сроки и условия хранения, но и, к примеру, указывать страну происхождения сырья. Это касается, в частности, сырого мяса. Сейчас потребитель может только догадываться, откуда в магазин попала говядина - с ближайшей фермы или из Бразилии.

Кроме того, производители будут обязаны перечислять ингредиенты, способные вызвать пищевую аллергию. Им также хотят запретить снабжать этикетки информацией рекламного характера, в том числе заявлять о «полезных» и «лечебных» свойствах продукта. Шрифт на этикетках должен быть крупнее, чем сейчас. Его размер в новом законопроекте увеличен с 0,8 мм до 1,2 мм.

ГМО И АЛЛЕРГЕНЫ


Требования законопроекта в целом соответствуют европейским нормам. Кроме одного: в документе почему-то отсутствует пункт об обязательной маркировке продукции, содержащей ГМО, хотя в действующих правилах он есть.

Документ не содержит дополнений, как это предусмотрено в Регламенте ЕС 1169/2011, под который, собственно, он и писался. К примеру, нет перечня аллергенов, которые нужно указывать на этикетках, списка продуктов, к которым должна прилагаться расширенная этикетка с указанием дополнительных данных и прочее. Это содержит риски, как для производителей, так и для потребителей. Все это может привести к сложностям в исполнении законодательных требований и в итоге - полноценной защиты прав потребителей так и не будет.

НОВОЕ НА СТАРЫЙ ЛАД


Стоит отметить, что вопрос ответственности за нарушения интересов потребителя в законопроекте проработан, мягко говоря, не очень тщательно. По сути, все взыскания и штрафы остались прежними (в основном это штраф в размере 5-12 минимальных зарплат и изъятие товара из оборота). Единственное нововведение - штраф (8-12 минимальных зарплат) будет грозить продавцам, торгующим просроченным товаром.

И сейчас требования к этикеткам достаточно жесткие, но это не делает наших потребителей более защищенными. Ведь то, насколько правдивую информацию указывает производитель, по сути никто не проверяет. На самом деле время от времени этикетки «мониторит» Антимонопольный комитет, но к ответственности за обман покупателей привлекают только за явный обман.

Насколько данные на упаковке соответствуют составу продукта, инспекторы не отслеживают, так как для этого нужны специальные лабораторные исследования. К примеру, в 2014 году АМКУ оштрафовал компанию на 44 млн грн за то, что на твороге была указана «противоречивая информация» - крупными буквами фигурировало наименование «творог», а мелким шрифтом - «продукт сырный кисломолочный» (с добавлением растительных жиров). Но если бы производитель придерживался в надписях одной версии, проверяющие обмана, скорее всего, так бы и не выявили.

Самыми распространенными видами обмана на сегодня являются:


■ на этикетке указываются не все ингредиенты (чаще всего «опускают» самые вредные или нежелательные для потребителя составляющие);
■ при переводе «импортных» этикеток на украинский язык можно недосчитаться едва ли не половины составляющих;
■ этикетки делаются заведомо «нечитаемыми» (к примеру, наносится золотистый шрифт на красный фон или серебристый на серый).
Вернуться назад