Эффективность решает все

Эффективность решает всеОт эффективности управления на местах зависит очень многое. Некомпетентные люди могут перечеркнуть все усилия вышестоящих органов власти, компетентные – наоборот, способны сгладить даже самое непопулярное решение. Но где взять столько продуктивных управленцев?

Необходимость назрела

Если система образования не будет ориентироваться на нужды рынка труда (а сегодня эти две сферы существуют как бы в разных реальностях), об эффективной экономике можно забыть.

В большом бизнесе и сейчас принято приглашать управленцев из-за рубежа. В древности это практиковали и на государственном уровне, выписывая правителя из-за границы (впрочем, чаще они приходили сами). Ныне такой практики нет. Иностранцы могут написать программу реформ или быть советниками, но реализация, в конечном счете, возлагается на местные кадры.

Иногда даже на выборных должнос­тях на местном уровне оказываются люди, не имеющие ни малейшего понятия ни об экономике, ни о коммунальном хозяйстве. История о сельском голове, который первым делом после избрания поинтересовался, в каком же кабинете лежит бюджет, кажется не такой уж смешной, если представить, что такой «подготовленный» человек сможет сделать для людей, его избравших.

Соответственно, к профессиональному несению государственной службы нужно готовить, учитывая требования времени.

Говоря о необходимости такого образовательного направления, председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук в интервью газете «Жизнь» сказал следующее: «Остается весьма актуальным вопрос улучшения системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. Ведь сегодня в малых городах и селах очень сложно найти человека, который понимает, как выстраивать государственное управление. Люди не обучены, не понимают, что нужно делать. Поэтому мы приняли решение начать подготовку кадров в сфере управления. Было такое предложение – создать отдельный факультет муниципального управления, чтобы обучить управленцев понимать, что такое бюджет города, откуда берутся деньги, как формируются налоги, каковы принципы их использования и тому подобным знаниям, необходимым для управления территорией».

Региональный центр

О различных аспектах инициативы газета «Жизнь» расспросила председателя комиссии по вопросам науки и образования Донецкого областного совета и ректора Донецкого государственного университета управления Александра Поважного.

«Я предложил создать региональный образовательный центр по подготовке менеджеров регионального развития, который рассчитан на целевую аудиторию первых руководителей (глав городов и районов), их заместителей, начальников управлений и перспективных управленцев, занесенных в кадровый резерв руководящего состава. Это краткосрочные курсы, курсы целевой подготовки кад­рового резерва, подготовка по уровню магистр и бакалавр, функционирование аспирантуры и докторантуры по специальностям, связанным с госуправлением», – рассказал Александр Стани­славович.
Для этих целей отдельных структурных подразделений, по всей видимос­ти, создаваться не будет, хватит и существующих. А вот для повышения квалификации и непрерывной подготовки государственных служащих – рассматривается целесообразность создания отдельной кафедры, а возможно, и института.

Направлять слушателей в региональный образовательный центр будут областной совет и облгосадминистрация. Отдельные программы по подготовке и переподготовке стартуют уже осенью нынешнего года. Их продолжительность может быть разной – неделя (краткосрочные тематические курсы), полгода (в случае кад­рового резерва), полтора-два года (магистерская программа) или даже 4-4,5 года (бакалаврская программа).

Среди прочих будут такие курсы: по управлению проектами, по инвестиционному, финансовому менеджменту, по менеджменту развития территорий, по региональному маркетингу.

Цели

Декларируемые цели таковы: подготовка кадров, способных выступать проводниками реформ, обеспечение конкурентоспособности человека, регионов и государства в целом за счет вовлечения государственных служащих в непрерывный образовательный процесс.

Необходим также пересмотр нормативных актов, в частности – изменения законодательства для стимулирования должностных лиц, чтобы они активнее участвовали в подготовке и повышении квалификации кадров. Нужна и разработка качественно иных профессионально-квалификационных требований к компетентности руководителей органов регионального управления и местного самоуправления.

Также актуальной проблемой является повышение ответственности за результативность научных исследований как со стороны учебно-научных учреждений, так и органов государственного управления и местного самоуправления.

Параллельные проекты

В настоящий момент подготовка магистров – госслужащих различных направлений ведется после получения первого высшего образования в двух донецких университетах. Чтобы туда попасть, необходимо соответствовать определенным требованиям, в том числе иметь стаж работы.

Но более близкими аналогами являются иные проекты. Скажем, начата подготовка управленческих кад­ров по специальности «менеджмент в здравоохранении», которая должна обеспечить экономическое и управленческое образование руководителей учреждений здравоохранения. Два вуза готовят специалистов для управления в сфере ЖКХ. Также разработана программа по подготовке заместителей председателей обл­госадминистраций и начальников управлений по инновационному менеджменту и инвестиционному климату.

Мнение

Городской голова Новогродовки Виктор Антоненко:

– Поддерживаю та­кую инициативу целиком и полностью. Знания никогда не помешают. Настоящий госслужащий или служащий органов местного самоуправления должен учиться всю жизнь. В любом случае, получение знаний – это всегда что-то новое, интересное, это полезные инициативы, которые можно внед­рить на своей территории.

Что касается меня, то я закончил филологический факультет Донецкого университета в 1993-м, в 2000-м поступил в магистратуру государственного управления при ДонНТУ. Посещал курсы повышения квалификации в Днепропетровске и Донецке. К сожалению, мне, как городскому голове, не всегда хватает времени посещать курсы, хотя приглашали.

Для меня наибольшее значение имеет общение с коллегами, обмен опытом. Во вторую очередь – законодательная база (всегда вспоминаю высказывания нашего куратора в магистратуре: «Ребята, вы все имеете богатый опыт и наша задача – под ваш опыт подвести законодательную базу»). Кроме того, интуиция – если ты чувствуешь, что это будет хорошо для людей, значит, нужно так и поступать.

Городской голова Доброполья Виктор Дерипаска:

– Учился в институте, потом – в университете. В практическом плане учился на всем: и на своих ошибках, и коллеги помогали. Если вспомнить, то чего только не было, к примеру, в учетную карточку коммуниста записывали выговор…

Считаю, что государственных служащих обязательно нужно обу­чать, но сначала надо ими стать, а только потом заочно обучать. Я считаю, что людям, которые приходят на госслужбу, часто не хватает знаний. Особенно – юридических знаний, глубоких экономических знаний. Вот мы говорим, что экономистов и юристов очень много, но настоящих экономистов и юристов просто нет! Тех, кто мог бы сделать расчеты, провести анализ хозяйственной деятельности, допустим, коммунального предприятия. Вершков нахватались – и все!

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад