Умение избавляться от ненужного

Умение избавляться от ненужного
Проблема эффективной утилизации и переработки твердых бытовых отходов уже не первый год является одной из наиболее острых для нашего региона. В этом можно убедиться воочию, когда накануне Евро-2012 донецкие свалки обрастут полиэтиленовыми пакетами и начнут чадить от стихийных самовозгораний.

Между тем вопрос утилизации мусора так и не решен. Безусловно, действующая в области программа по обращению с ТБО частично работает над решением проблем мусорных свалок. Постепенно на смену старым экологически небезопасным приходят новые, более современные, мусорные полигоны. Однако это процесс весьма затратный как в отношении финансов, так и в плане времени. К тому же он не решает проблемы коллекционирования мусора – будь-то свалка или полигон.

По данным экспертов, украинцы «производят» до 50 млн. кубометров твердых бытовых отходов в год. Это 12 млн. тонн, которые вывозятся на 4,5 тысячи свалок, 22% из них не соответствуют никаким экологическим требованиям.

В Донецке работает два полигона — Петровский и Ларинский. Уже много лет они активно наполняются отходами жизнедеятельности города. Есть еще третий полигон, собирающий на своей территории строительные отходы Донецка.

На самом деле в мире пока не придумали ничего более эффективного, чем два способа обращения с твердыми бытовыми отходами. Первый – это сортировка и переработка. Второй – утилизация и сжигание.

Преимущества первого способа заключаются в том, что значительная часть мусора, поступающего на полигоны, может быть переработана и стать достаточно ценным вторсырьем. В первую очередь это касается стекла, металла, пластика, другими словами, тех продуктов жизнедеятельности человека, которые разлагаются не один десяток, а то и сотню лет и к тому же наносят значительный вред окружающей среде.

Однако для организации эффективной переработки необходимо полностью перестроить не только всю систему обращения с ТБО, но и сознание населения, приучив его к раздельному сбору мусора. А для этого необходимы деньги и, как показывает опыт западных стран, годы на проведение образовательного процесса среди населения по обращению с ТБО.

Утилизация мусора путем сжигания позволяет начать ликвидировать проб­лему в более короткие сроки и при этом вырабатывать тепловую энергию для городов. Копья из-за мусоросжигательных заводов ломают давно. Одни – «за», другие – «против». Одни стращают выбросами, другие строят. 2500 таких заводов работают по всему миру. Плюс 140 в текущих планах строительства только в Европе. Заводы есть в Париже, Антверпене, Копенгагене, Монако. Намерения Донецка пойти по данному пути оказались весьма растянутыми во времени. В основном из-за нездорового ажиотажа вокруг проекта строительства мусоросжигательного завода. Безусловно, первоначальный план строительства такого объекта близ жилого микрорайона выглядел весьма спорно. Под влиянием общественности и с учетом всех экологических требований власти все же пришли к решению – завод строить, но на другом месте.

«В настоящее время мы работаем со шведской компанией «Eco Energy». Сейчас на завершающую стадию вышел процесс подготовки технического проекта завода. Со своей стороны городской совет выделил место для его размещения. Отведен земельный участок в промышленной зоне, за объездной дорогой в Пролетарском районе. Сроки постройки будут определены после утверждения проекта», – комментирует ситуацию мэр Донецка Александр Лукьянченко.

Предварительно стоимость строительства мусоросжигательного завода в Донецке инвесторы оценивают примерно в 400 млн. евро. Но окончательная смета будет готова после того, как специалисты просчитают все необходимые затраты, в том числе и по монтажу сетей, которые будут снабжать город теплом, вырабатываемым в процессе утилизации мусора. По словам представителей шведской компании, в настоящее время аналогов завода, который будет построен в Донецке, в Украине нет. «Старые заводы, построенные в прошлом веке, имеют лишь одну степень очистки. А современные — пять или семь.

Половина инвестиционных денег как раз и уходит на систему очистки. Самое опасное на этом производстве — летучая зола, образующаяся при сжигании ТБО. Шведская технология предполагает ее фильтрацию и последующее захоронение, а не выброс в атмосферу и рассеивание, как на заводах, работающих в Украине сегодня», — отмечают эксперты.

Денис ПЛОВИН
Вернуться назад