Бюджет. Рабочий вариант

Бюджет.  Рабочий вариант
Украина вошла в новый год с действующим государственным бюджетом. Стоит отметить, что при принятии главной сметы в сжатые сроки в конце декабря удалось обойти далеко не все краеугольные камни. Однако страна получила рабочий вариант, который, видимо, будет совершенствоваться уже в ближайшие месяцы.

Много сложностей при принятии госбюджета на текущий год было связано с необходимостью отыскать баланс между социальными гарантиями, которые обеспечивает государство, необходимостью развития экономики, рекомендациями МВФ и, конечно, российским газовым вопросом. Естественно, что когда в одном документе приходится объединять столь разнонаправленные вещи, ожидать идеального варианта не приходится. О чем не преминул напомнить президент вскоре после того, как его подпись появилась под Бюджетом-2012.

Не газом единым

Если говорить о главном финансовом документе страны с иронией, то Бюджет-2012, наверное, стал наиболее «газированным» за последние несколько лет. Дело в том, что при его подготовке вопросам, так или иначе связанным с природным газом, уделялся максимум внимания. С одной стороны, затянувшиеся почти на весь 2011 год переговоры с Россией о снижении цены на газ до конца минувшего года так и не принесли определенных результатов. Собственно, из-за этого правительство и затягивало принятие бюджета. Однако в 2012 год Украина вошла с ценой на газ по 416 долларов за тысячу кубометров, о чем свидетельствует соответствующая строка в документе. Если цены пересмотрят, бюджет сразу же пересчитают, уточняли в правительстве, предлагая депутатам принять этот вариант. Премьер-министр Николай Азаров предложил не делать трагедии из $416. «В этом году Украина платила и $440 за тысячу кубов. Будет цена $416, ну что ж, будем платить – она нам досталась, это нелегкое наследство, – заявил он. – Рано или поздно будет нормальная цена, я в этом глубоко убежден, выдержим…».

Несмотря на то, что в бюджет заложена высокая цена на газ, расходы на социалку не сократили. Планируется, что соцвыплаты будут опережать инфляцию в 1,5–1,8 раза.

Другой стороной медали стал отказ правительства повышать стоимость газа для населения на 50%, как того требовал для продолжения сотрудничества Международный валютный фонд. Для этого нашлось множество явных и не очень аргументов: прежде всего, украинцы сжигают на бытовые нужды отечественный газ, что делает его не таким уж и дорогим, да и надежда на сдвиги в ходе переговоров с Россией не покидает наших чиновников, а следовательно, преподносить населению такой подарок под Новый год, да еще и накануне парламентских выборов, было бы крайне не­осмотрительно.
Естественно, что в условиях нестабильности мировой экономики депутаты и правительство, решая, как потратить деньги, которые удастся заработать стране в 2012 году, не рискнули удариться в оптимизм, однако и особого упадка сил также не ощутили. В результате прогноз роста внутреннего валового продукта был снижен с 5 до 3,9%.

Человеческий фактор

Интересно, что при сравнении затрат министерств на расходы, необходимые для нормальной работы того или иного направления в государстве, в 2012 году наибольший прирост получит сфера образования (26 млрд. грн.). По словам министра финансов Федора Ярошенко, проект бюджета-2012 предусматривает введение 20-процентной надбавки к должностному окладу для всех педагогических работников. Будут также введены выплаты медицинским и фармацевтическим работникам на оздоровление. «Для пенсионеров увеличится размер минимальной пенсионной выплаты в среднем на 10%, увеличатся на 20-30% средние размеры пенсий, увеличатся выплаты инвалидам войны, детям войны, участникам боевых действий, а выплаты «чернобыльцам» вырастут почти вдвое. При этом впервые расчет гарантированных минимальных пенсионных выплат инвалидам-ликвидаторам привязан к размеру прожиточного минимума и увеличен вдвое», – сказал при рассмотрении бюджета Федор Ярошенко.

В администрации президента настаивают на внесении в бюджет изменений в части увеличения расходов на проекты развития и механизмов прозрачного распределения средств.

Несмотря на то, что в бюджет заложена нынешняя высокая цена на газ, расходы на социалку не сократили. По словам главы бюджетного комитета ВР Валерия Баранова, соцвыплаты будут опережать инфляцию в 1,5–1,8 раза, а у бюджетников даже в 2,3 раза (18% при инфляции 7,9%), это самый высокий показатель прироста с докризисных времен. В 2009 году они вообще были заморожены, в 2010-м выросли на уровень инфляции, в 2011-м – на 3,5% больше инфляции. А в 2012 году – вырастут на 10% сверх инфляции. В очередной раз повышен размер выплат при рождении ребенка.

Комментарий

Александр КРАВЦОВ, заместитель председателя Донецкого областного совета:

– Государственный бюджет Украины на 2012 год действительно во многом сконцентрирован на социальных расходах. Традиционная для экономики любого государства дилемма по поводу того, на что прежде всего следует ориентировать государственные расходы – на развитие или на выплаты различным слоям населения, решается всеми по-разному. В нынешнем году в бюджете многое сделано для того, чтобы обеспечить финансирование социальных выплат. На эти цели запланировано около 60% средств. Повышаются уровень минимальной заработной платы и прожиточного минимума, размеры пенсий. По сравнению с минувшим годом рост будет на уровне 10%-14%, а если сравнивать с 2010-м, то размер ряда выплат увеличится в 1,5-2 раза.

Стоит отметить, что, несмотря на усиленное внимание к социальной составляющей, в нынешнем бюджете нашлось место и расходам на развитие. Так, в 2012 году госбюджетом предусмотрено выделение Донецкой области субвенций на развитие в сумме 197 млн. грн., что на 20 млн. с лишним больше, чем в прош­лом году.

Естественно, что изменения как в государственный, так и в областной бюджеты еще будут вноситься после того, как мы более четко будем видеть их доходную часть. В последние годы в Украине к формированию бюджетов подходят весьма взвешенно, стараясь не допускать лишних трат и не преувеличивать доходы. Поэтому после первого полугодия, когда традиционно оживятся экспортные металлургические рынки и будет ясна мировая конъюнктура в целом, у нас появляется возможность перераспределить средства в пользу проектов развития.

Однако в проекте бюджета есть строчка о том, что все социальные выплаты производятся только при наличии денег в казне, что не может не вызывать опасений относительно того, как будут рассчитываться с льготниками и бюджетниками...

Однако в проекте бюджета есть строчка о том, что все социальные выплаты производятся только при наличии денег в казне, что не может не вызывать опасений относительно того, как будут рассчитываться с льготниками и бюджетниками, если средств в бюджете вдруг не окажется. Хотя в таком случае ничего хорошего не было бы также при отсутствии соответствующей строчки в бюджете.

Ощущение наполненности

Эксперты считают, что в нынешней экономической ситуации в Украине и мире бюджет выполнить будет непросто. "Сделана ставка на увеличение доходов бюджета путем добровольного вывода бизнесом экономики из тени: им снизят на 1% НДС — с 20 до 19%, и с 23 до 21% – налог на прибыль, — говорит аналитик МЦПИ Александр Желудь. — Сегодня трудно прогнозировать результат, потому что НДС не менялся два десятка лет, но, например, когда отменили огромное налогообложение зарплат выше 10 тыс. грн. (до 30—40%), установив максимальный подоходный налог в 17%, доходы бюджета выросли на миллиарды гривен".

Еще дадут миллиардные доппоступления и акцизы. Так, парламентарии увеличили до 8,9% акцизный сбор на табак, алкоголь, нефтепродукты, на 11,3% — плату за пользование недрами, водой и лесами. По мнению эксперта, помогут Украине и миллиарды гривен, которые будут получены от Евро-2012, их оставят у нас туристы.

Есть и негатив: в следующем году Украина должна выплатить МВФ почти $2,7 млрд. по кредитам прошлых лет, для чего новый транш от МВФ ($3 млрд.) был бы кстати.

При этом в Администрации президента отмечают, что бюджет в нынешнем виде, скорее всего, в ближайшее время будет доработан. По словам первого заместителя главы Администрации президента Ирины Акимовой, в законе о государственном бюджете на 2012 год недостаточно расходов на качественные проекты развития и механизмов прозрачного распределения средств. Заслуженную критику, по словам Акимовой, вызывает также финансирование региональных программ. Она напомнила, что в этом году Янукович давал поручение правительству создать фонд регионального развития, "однако эта задача должным образом не выполнена. ...И это вторая существенная часть критики существующего бюджета", — констатировала Акимова, провоцируя домыслы о возможной отставке премьера.

Тем не менее, подписанный, но критикуемый бюджет, по-видимому, не так уж плох. "Я очень надеюсь на то, что принятый бюджет, согласованный с МВФ, будет хорошей базой для продолжения сотрудничества. ...И по расходам, и по доходам, и по макропоказателям, таким как дефицит и государственный долг — все вопросы согласованы", — сказала Акимова.

"Вот почему президент будет ставить вопрос о скорейшем его пересмотре, и не традиционно — по итогам первого квартала, а раньше", — сказала Акимова и пояснила, что этот пересмотр не связан с газовыми переговорами с Россией. По ее словам, нынешнюю главную смету страны "очень трудно назвать бюджетом развития", поскольку практически все расходы на национальные проекты... были урезаны. "Это безусловный негатив, поскольку расходы развития во многом определяют в том числе и темп экономических реформ", — отметила она.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад