Камерный триллер

Камерный триллер
«Предел риска» – фильм о том, как начинаются финансовые кризисы.

Сентябрь 2008-го. В офисах Lehman Brothers( похоже на некоторые наши названия, не находите?) идут масштабные увольнения. Выставленный вон аналитик (Туччи) по дороге к выходу передает своему теперь уже бывшему подчиненному (Куинто) флэшку с недоделанным прогнозом. Слегка исправив имеющиеся расчеты, тот с удивлением обнаруживает, что скоро всему хана.

Оливер Стоун в далеком 1987-м, не раздумывая записал биржевых воротил в злодеи и паразиты. Режиссер и сценарист Джей Си Чендор в нынешнем 2011-м решил заглянуть в их лица менее пристрастно. Поначалу картину можно даже заподозрить в ненавязчивой попытке обелить спекулянтов с Уолл-Стрит в глазах рассерженных масс. Нам показывают глубоко несчастных людей, которых инстинктивно хочется пожалеть. Одному явно некуда идти и он засиживается допоздна на работе, другой никак не может бросить курить, у третьего мучительно умирает собака. Деньги управляют ими ровно в той же степени, что и они деньгами. Любая попытка начать непринужденную беседу неуклонно скатывается к разговору о том, кто сколько заработал или потратил. Но когда запахнет жареным, начнутся крысиные бега – и жалости резко поубавится. Фильм, на мой взгляд, достаточно поучителен для нашего истеблишмента.

Вообще решение снимать триллер по мотивам известно чем кончившейся истории своей отчаянной храбростью не может не вызывать уважения. Так как главный вопрос любого триллера – обойдется/не обойдется – не стоит, в качестве главной интриги остается довольствоваться мотивациями этих загадочных людей, глядящих на окружающий мир с высоты своего небоскреба (сам небоскреб, кстати, практически становится аналогом какой-нибудь пирамиды из древнего мира, а главные небожители натурально не ходят по земле, а прилетают на вертолете). Удивительное дело, финансовые боги, мелкие клерки два часа обсуждают формулы, графики и термины, и все это ни разу не скучно (то ли дело у нас селекторы, аппаратные, коллегии, планерки, летучки). Конечно, авторы деликатно буквально разжевывают нам сложные места, но голого понимания проблемы было бы мало. Замечательные характерные актеры устраивают настоящие дуэли: Спейси против Айронса, Беттани против Туччи. У каждого в арсенале сразу несколько убойных, почти гамлетовских, монологов о перспективах происходящего и выборе, который вот-вот предстоит сделать, и на это хочется смотреть, смотреть и смотреть. Удалась Джей Си Чендору и жесткая офисная возня, где каждый копает под ближнего своего (мне это напоминает известные сцены из нашей жизни), не забывая при этом вежливо улыбаться (нет – это не про нас, я про улыбаться, у нас здороваются и то с трудом). Тут вне конкуренции женщины – Деми Мур (на мой взгляд, спорно, не самая подходящая роль для Деми) в образе раздавленной обстоятельствами властной суки и Эшли Уильямс в крошечной, но монументальной роли специалиста по увольнениям.

Первоначально роль Джереми Айронса должен был сыграть Бен Кингсли, а на место Деми Мур планировалась Карла Гуджино. Инвестиционный банк Lehman Brothers до своего банкротства в 2008-м просуществовал 158 лет.

Дмитрий ШИШКИН
Вернуться назад