Баланс интересов

Баланс интересов
Баланс между личным, государственным и общественным искали на прошлой неделе в Донецкой областной государственной администрации, где было проведено сразу два мероприятия на «околопредпринимательскую» тематику.

Взаимоотношения власти и бизнеса, особенно если речь идет о малом и среднем его сегменте, трудно назвать безоблачными. С одной стороны, предпринимательство является потенциальным источником дополнительных доходов бюджетов и создает рабочие места. А с другой – в этой сфере деятельности все еще очень широки возможности минимизации налоговых отчислений.

Ставка на труд

На декабрьское заседание координационного совета по вопросам развития предпринимательства под председательством заместителя губернатора Александра Фоменко были вынесены три вопроса: проблемы легализации занятости и оплаты труда в малом бизнесе; результаты работы службы занятости по созданию новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства в 2011 году и направления работы на 2012 год; анализ возникновения конфликтных ситуаций между субъектами малого бизнеса и органами исполнительной власти.

Однако жаркие дебаты по первому вопросу стали едва ли не главной темой повестки дня. По словам представителей территориальной инспекции по труду, в Донецкой области за минувшие месяцы было проверено более двух тысяч работодателей. В случае составления протокола о выявленных нарушениях туда вписывалось в среднем по 6-7 позиций. Чаще всего речь шла о неправильно оформленных трудовых договорах, несоответствии графика рабочего времени и выходных, оплаты труда наемных работников. Всего инспекция предъявила к оплате штрафов на сумму более 1 миллиона гривен.

В то же время, по словам и.о. начальника главного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области Олега Ватулина, в Донецкой области на сегодняшний день не охвачены официальными трудовыми отношениями 528 тысяч человек. Всего, с учетом льготных категорий, в пополнении бюджета Пенсионного фонда не участвуют около 1,1 млн. человек, что ведет к ощутимым потерям местных бюджетов, основу формирования которых как раз и составляет налог на доходы физических лиц.

По словам заместителя городского головы Донецка Геннадия Ткаченко, областной центр из-за недоработок центра занятости в части регистрации трудовых договоров недополучает до 40 млн. грн. в год. Речь идет о том, что при регистрации трудовых договоров между предпринимателями и наемными работниками сотрудники центра занятости не учитывают утвержденные в Украине тарифные ставки для той или иной профессии. Так, по закону продавец (а в сфере торговли у нас задействовано до 70% наемных работников в малом и среднем бизнесе) на рынке должен иметь квалификацию и соответственно уровень заработной платы не ниже второго разряда, а в супермаркете – третьего разряда. Предприниматели же обычно оформляют зарплату работников на уровне или чуть выше минимальной. Дискуссия о том, должен ли центр занятости учитывать эти факторы при регистрации трудовых договоров, оказалась весьма острой. Причем позиция Донецкой мэрии в этом отношении была достаточно жесткой – вплоть до судебного разбирательства. В то же время представители предпринимателей, участвовавшие в заседании координационного совета, критично отозвались о столь одностороннем подходе к вопросу регулирования взаимоотношений между ними и органами государственной власти. Они отметили, что помимо планирования по увеличению сборов с малого бизнеса, стоило бы задуматься еще и над тем, как улучшить условия его работы.

Достоверность поддержки

Что касается непосредственной поддержки бизнеса, то одним из элементов этой системы в Донецкой области является программа частичной компенсации процентных ставок по кредитам, взятым на развитие бизнеса из областного бюджета. На прошлой неделе конкурсная комиссия рассматривала заявки 11 предпринимателей, претендующих на подобное возмещение. На эти цели из областного бюджета в текущем году выделено 450 тыс. грн.

Для участия в этой программе были представлены проекты из различных сфер предпринимательства: развитие сельскохозяйственного бизнеса, расширение спектра медицинских услуг в городах области, улучшение качества пассажирских перевозок и многое другое.

В Донецкой области 528 тысяч человек не охвачены официальными трудовыми отношениями. С учетом льготных категорий в пополнении бюджета Пенсионного фонда не участвует около 1,1 млн. человек.

Несмотря на проведенную работу по отбору участников, члены конкурсной комиссии детально анализировали данные, представленные предпринимателями для получения компенсаций, и, к сожалению, нередко находили несоответствия. Чаще всего речь шла о том, что для участия в конкурсе предприниматели заявляли более высокий уровень заработной платы своих сотрудников, тогда как реально, по данным Пенсионного фонда и налоговой, выплачивали суммы на уровне минимальной заработной платы. Подобные «ошибки» в расчетах ставили под вопрос дальнейшее участие того или иного проекта в конкурсе. Дабы избежать таких недоразумений в будущем, члены комиссии рекомендовали организаторам конкурса внести соответствующие изменения в методические рекомендации и в следующем году сделать информацию об участниках максимально достоверной и прозрачной.

Заместитель председателя Донецкой областной государственной администрации Александр Фоменко:

– На мой взгляд, любая поддержка предпринимателей сегодня актуальна и необходима. В разгар кризиса конца 2008–2009 годов наиболее уязвимым оказался как раз малый и средний бизнес. Предприниматели лишились дополнительного финансового ресурса, а в условиях нестабильности их бизнес оказался менее устойчивым. Теперь ситуация стабилизировалась, и по количеству созданных рабочих мест Донецкая область, в том числе благодаря предпринимателям, выходит на докризисный уровень. Областная государственная администрация продолжает поддерживать малый и средний бизнес. Сейчас ведется активная подготовка к переходу с 1 января 2012 года регистрации бизнеса на принцип «единого окна». Благодаря этому контакты с чиновниками при регистрации должны ограничиться подачей необходимого пакета документов государственному администратору, осуществляющему весь комплекс работ по оформлению предпринимателей.

Кроме того, особенно актуальным для предпринимателей было и остается выделение финансовых средств, как происходит в случае с компенсацией части процентной ставки по кредитам, взятым на развитие бизнеса. В нынешнем году в областном конкурсе участвовали 11 проектов из различных отраслей. Это – активный бизнес, создающий рабочие места. Конкурсная комиссия отобрала победителей, исходя из приоритетных направлений, определенных в Донецкой области – сельское хозяйство, медицина, развитие бизнеса в депрессивных городах и так далее. Пока бюджет не принят, сложно сказать, будет ли в следующем году увеличено финансирование данной программы. Но то, что такое начинание необходимо и востребовано – очевидно, а значит, оно будет развиваться и в дальнейшем.

Максим ЛЕОНИДОВ
Вернуться назад