Едешь – стой, остановился – предъяви...

Едешь – стой, остановился – предъяви...
Госавтоинспекция, видимо, услышав глас народа, решила постепенно стать к нему ближе. И хотя для многих контакт с ГАИ не самое приятное в жизни событие, столь нужная обществу открытость департамента понемногу растет. Так, в массы был выпущен официальный список оснований для остановки автомобиля на дороге.

После многочисленных обращений касательно того, что, проводя внутренние реформы, надо бы все-таки и объяснять их суть другим, не менее заинтересованным гражданам, гаишники обнародовали перечень оснований для остановки работниками ГАИ транспортных средств.
Согласно положениям пункта 21-1 статьи 11 Закона Украины «О милиции» (с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок»), исключительными основаниями для остановки работниками Госавтоинспекции транспортных средств являются:

1. Нарушение правил дорожного движения водителями;
2. Отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20 метров;
3. Наличие признаков, свидетельствую­щих о технической неисправности транспортного средства;
4. Наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
5. Пребывание транспортного средства в розыске;
6. Наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;
7. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
8. Необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
9. Проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство;
10. Выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами;
11. Если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
12. Нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Кроме того, в ГАИ особенно подчеркивают, что их работник должен сообщить водителю о причине остановки транспортного средства и о сути совершенного правонарушения. Также не допускается необоснованная остановка транспортных средств для проверки их технического состояния при отсутствии признаков технической неисправности.

Конечно, данный перечень значительно упрощает зачастую изматывающие беседы с гаишниками на темы «За что?» и «Вы уверены?». Но стоит заметить, что такие понятия, как «Проведение целевых мероприятий» (пункт 9), «Пребывание транспортного средства в розыске» (пункт 5), да и весь первый пункт, посвященный ПДД, можно считать не особо зависящими от водителя и слишком широкими. А потому вероятно, что, как и раньше, многие сотрудники ГАИ будут работать на дорогах по принципу «Хочу и остановлю. Почему? Потому что…» Или нет? Поездим – увидим.

Ну а помимо этого, есть и другая официальная информация от Госавтоинспекции. Как уже сообщала газета «Жизнь», работники ГАИ имеют право проверять у водителей только следующие документы: удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационный документ на транспортное средство и полис обязательного страхования. Кроме того, если остановлены водители автобусов регулярных маршрутов и перевозок, то проверяются еще схема маршрута и его расписание (к водителям автобусов, осуществляющих нерегулярные перевозки, это не относится). Помимо трех основных документов, водители крупногабаритных транспортных средств дополнительно должны иметь при себе разрешение на движение таких машин, а также документы, предусмотренные Правилами дорожной перевозки опасных грузов (утверждены приказом МВД Украины от 26.07.2004 № 822), и требующие для тех, кто занимается перевозкой соответствую­щих грузов.

Правда, и здесь не обошлось без странностей. На сайте ГАИ, где опубликованы данные списки документов, указано, что «в соответствии с положениями пункта 21 статьи 11 Закона Украины «О милиции», инспекторы имеют право проверять их «во время документирования нарушений Правил дорожного движения и оформления материалов дорожно-транспортных происшествий». Получается, что проверка может быть исключительно в случае нарушения или ДТП? А как же вышеуказанные пункты в перечне оснований для остановки авто? Ведь если речь идет, например, о «проведении целевых мероприятий» (пункт 9), то остановленный водитель ничего не нарушал, и ДТП не было. Значит, нельзя проверять?

В общем, вопросов хватает. Будем надеяться, что со временем каждый из водителей получит на них ответы. А редакция газеты «Жизнь» постарается в этом помочь.

Александр КОВАЛЕНКО
Вернуться назад