«Высоцкий»: любопытство, и не более!

«Высоцкий»: любопытство, и не более!
Не станем на сей раз давать свою рецензию на новинку кинопроката, а узнаем, что думает о фильме человек, собаку съевший в сфере современного искусства.

Евгений Гришковец о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Вчера вечером с компанией друзей посмотрел фильм «Высоцкий». Зачем я это сделал? Вчера и сего­дня задаю себе этот вопрос. Зачем я пошел в кинотеатр смотреть эту картину? Чем я руководствовался? Если отвечать на эти вопросы предельно честно, то становится стыдно!

Действительно, чего ради можно пойти смотреть этот фильм? Его можно пойти смот­реть, только и исключительно из любопытства: похож ли будет киношный Высоцкий на того, которого мы знаем и любим, или не похож, сильно похож или не очень, насколько технически точно изготовили маску и грим любимого поэта и певца, как эта мас­ка и грим шевелятся, кто под этой маской и этим гримом... Вот набор поводов, побудивших посмотреть это, с позволения сказать, художественное произведение. Любопытство, и не более! Именно на это, самое элементарное и даже пошлое любопытство, и была рассчитана вся рек­ламная кампания фильма. А это любопытство постыдно, потому что смотреть художественное произведение из любопытства стыдно само по себе. А еще постыднее воспылать любопытством к такому явно грубому прикосновению к поэту и певцу, значение которого для нашей культуры невозможно переоценить. И вот я, движимый именно этим любопытством, да еще и за компанию, взял да и посмотрел этот фильм. Зачем я это сделал?!! Корю себя за это не переставая.

И если вы собрались посмот­реть фильм «Высоцкий», пожалуйста, проанализируйте мотивы своего желания. В случае, если вы обнаружите в себе то самое любопытство, о котором я сказал выше, найдите в себе силы с ним справиться и не ходить в кинотеатр. В противном случае вам будет так же стыдно, как и мне теперь... Эти слова я адресую тем, для кого Высоцкий давно или всю жизнь является крупным поэтом, любимым артистом и просто неотъемлемой частью жизни, детства, юности...

Тем же, кто молод, кто знает о Высоцком понаслышке или вообще ничего не знает, этот фильм тем более смотреть не стоит, поскольку из него ничего нельзя понять... Главное, из фильма совершенно нельзя понять, о человеке и поэте какого уровня идет речь. Вы просто увидите довольно скучную и невнятную историю о несимпатичном человеке с очень странным лицом, а точнее, со странной головой, которая насажена на чужое туловище. Человек этот в данной истории не совершает никаких поступков, ничего хорошего, умного и выразительного не говорит, но при этом все вокруг него бегают, всем своим видом показывают, что любят его, о нем заботятся или его почему-то опасаются. Только в самом конце фильма (если мы иностранцы или не знающие Высоцкого как поэта люди) узнаем, что герой не чужд поэзии, потому что он берет ручку и пишет стихотворение на разорванной пачке сигарет.

Я прекрасно помню то жаркое лето восьмидесятого года. Я помню Москву, помню много-много подробностей, помню, каким страшным громом прозвучала в стране весть о смерти Высоцкого. Свои тринадцать лет помню. И даже для меня, для мальчишки, это была огромная утрата и беда. Я все помню. По­дробно. Помню страну... И для меня этот фильм – это просто двухчасовой жуткий сюжет для передачи «Большая разница», причем с участием Ивана Урганта.
Тем, кому когда-то понравился фильм «Бумер» и кто возлагал надежды на дальнейшие работы режиссера Буслова, фильм «Высоцкий» смотреть тем более нельзя. Страшно видеть то, что могут сделать с талантливым человеком разные соблазны и отсутствие воли.

А если кто-то интересуется разнообразными кинотехнологиями, то этот фильм также не стоит смотреть, поскольку многочисленные технологии и технические возможности применены в нем хоть и в большом количестве, но абсолютно бессмысленно и неуместно. Глупо применены. Применены исключительно с целью каким-то образом прикрыть бессмыслицу крайне безответственного замысла создателей этой картины.

Так что самое лучшее, что вы можете сделать, зная Высоцкого и любя его или не зная его вовсе, – это не ходить и не смот­реть фильм о нем, не тратить времени и душевных сил, не поддаваться постыдному любопытству, чтобы не гневаться потом на увиденное или уж, тем более, чтобы не стыдиться, как я стыжусь сегодня.

А еще не надо отдавать честно заработанные деньги тем, кто делает такое кино. Эти люди не должны заниматься кинематографом. И без того наша культура переживает отчаянные времена, так еще такие люди наносят удар и по культурному наследию, каковым Высоцкий, безус­ловно, является...

Ваш Гришковец
Вернуться назад