Олег Табаков: Когда с радушием встречают, неловко подводить

Олег Табаков: Когда с радушием встречают, неловко подводить
С именем Олега Табакова связано развитие двух московских театров, а его голос и манера разговора узнаваемы чуть ли не для каждого обитателя постсоветского пространства. В свои 76 лет народный артист СССР выглядит жизнерадостным и полным сил. Подтверждением тому более 80 спектаклей, которые Олег Павлович играет за сезон. Как говорит он сам, «немногие артисты «помета» 1935 года смогут выдержать такой график». 2 и 3 декаб­ря мэтр театра и кино вместе с Сергеем Безруковым представил донецкой публике спектакль «Похождение», а перед выходом на сцену пообщался с журналистами.

Олег Павлович, порадовала ли вас донецкая публика?

Донецкая публика встретила меня точно так же, как принимала меня советская пуб­лика. Этим вы не отличаетесь от других регионов бывшего Советского Союза. Тем не менее, я приехал сюда потому, что в прошлый раз мне здесь было хорошо.

В прошлом году вы говорили, что хотите посетить «Донбасс Арену». Вам это удалось?

А я ее в прошлом году и посетил. И полагаю, что человек, который дал деньги на «Донбасс Арену», во-первых, любит свой город, а во-вторых, среди своих многотрудных занятий по умножению денег находит время и возможности таким образом выразить свою признательность и любовь к городу.

Поговаривают, что перед спектаклем вы предпочитаете вздремнуть…

А как же! Я играю, скажем, в «Амадее», «Тартюфе» или в «Сублимации любви» и за спектакль теряю 600-700 граммов в живом весе. Если есть возможность, стараюсь набраться сил. Ведь когда с радушием встречают, как в вашем городе, неловко подводить. Я стараюсь не подводить уже 53 года.

Какая из сыгранных ролей самая любимая?

У меня пятеро внуков, я и то не знаю, кого из них люблю больше! Наверное, либо младшего, либо того, кто болеет. Нет любимых ролей. Про роли можно говорить иначе: эта роль принесла столько звезд на погоны, а эта – еще что-то.

В документальном фильме Леонида Парфенова «Птица–Гоголь» вы исполнили роль чтеца документов и писем писателя. Удалось ли в процессе работы узнать что-то новое о личности Гоголя?

Я полагаю, что до начала работы над этим фильмом я знал никак не меньше того, что знал после работы над ним. Николай Васильевич Гоголь относится к той литературе, которая особенно мне дорога.

Во всяком случае, в своей жизни я несколько раз пересекался с этой литературой. В 1968 году, когда я был еще достаточно молод, чешские коллеги предложили мне сыграть роль Хлестакова в пьесе «Ревизор» самого продвинутого пражского театра «Чиногерны клуб». С этой страной у меня случилась любовь, и только в феврале 1968 года я 24 раза играл эту роль.

Денег заработал кучу! Когда я уезжал, а в ту пору было принято отдавать половину своего гонорара государству, посол СССР в Чехословакии Степан Васильевич Червоненко сказал мне: «Олег, уезжая в Москву, ты увозишь оборудование для двух городских поликлиник». Такими были материальные результаты моей любви к Гоголю.

Олег Павлович, вы всегда говорите, что вы не режиссер, а кризисный управляющий...

Думаю, что на 600 театров, которые Российская Федерация содержит на государственные средства, профессиональных театральных менеджеров не более 10% от общего числа.

Когда я начал руководить Художественным театром, я ввел правило, согласно которому каждый сотрудник получает на своего ребенка 12 тысяч рублей. С будущего года мы также сделаем поправку на инфляцию. Никто не рекомендует мне этого делать, и денежные поощрения созданы не для того, чтобы на встрече с журналистами артисты рассказывали об этом. Вы поймите, что те деньги, которые предлагают как жалованье актерам, – деньги оскорбительные. Практика театра, которым я занимаюсь, показывает, что все-таки можно по-другому оплачивать труд. И, оказывается, можно своими силами менять жизнь к лучшему. Медленно, помалу, но можно.

А что скажете о кризисе в кино?

Кризис очевиден, и чего по этому поводу словоблудничать? Придет время, придут талантливые люди и, думаю, все будет в порядке. Профессионалов же не хватает не только в кино – у нас их не хватает глобально. На мой взгляд, дилетантизм – побеждающее направление.

Дилетантов в кино так много, что нет языка, на котором можно с ними разговаривать, чтобы быть понятым правильно, а они, в свою очередь, могли выразить в доступной форме свои мысли. Из того, что я видел в последнее время, наиболее значимыми мне представляются фильмы «Елена» Андрея Звягинцева и «Дом» Олега Погодина. Эти два фильма, как мне кажется, про самое важное – про то, что 50 лет тому назад диагностировал самый крупный драматург Советского Союза того времени Александр Вампилов, – «рак совести» у человека. Эта болезнь не всегда приводит к смерти, иногда представляется вялотекущим процессом.

А партнера по сцене – Безрукова считаете профессионалом?

Конечно. Он хорошо обученный, одаренный актер. Я думаю, что Сережа – очень честный профессионал, но иногда он переоценивает свои силы и берет несколько больше праведных трудов для того, чтобы полноценно восстанавливаться.

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад