Попытка ускорения

Попытка ускоренияОсновой для сплочения украинского общества могут стать экономические задачи, а не политические идеи. Так считают донецкие ученые-эконо­мисты, презентовавшие свое видение развития нашего государства на основе новой экономической модели.

Проведение конференции на экономическую тематику долгое время оставалось под вопросом. Уж слишком выбивалась тема коренных изменений налоговой системы из общего информационного потока, ориентированного на митинги, протесты и противостояние регионов и столицы. Но, по мнению доктора экономических наук, председателя Всеукраинского союза ученых-экономистов Александра Кендюхова, решение экономических проблем на фоне разобщенности общества становится только актуальнее. «Одна из главных проблем нашей страны – это отсутствие национальной экономической модели. В начале 90-х годов она формировалась стихийно, без нормального анализа и научного обоснования. Как мы видим на примере приватизационных процессов и дальнейшей государственной политики, эта модель не предполагала обеспечения роста благополучия общества. Очевидно, что политическими перестановками, не вмешиваясь в экономику изменить ситуацию невозможно», – считает он.

В настоящее время налоговая система Украины построена таким образом, что любой гражданин, не говоря уже о предпринимателях, может стать нарушителем законодательства. Мало кто знает, что в налоговом кодексе есть нормы, обязывающие граждан Украины учитывать и декларировать для налогообложения бесплатную помощь. То есть, попросив друга помочь вам с благоустройством двора или квартиры, вы становитесь потенциальным неплательщиком налогов.

В настоящее время налоговая система Украины построена таким образом, что любой гражданин, не говоря уже о предпринимателях, может стать нарушителем законодательства. Мало кто знает, что в налоговом кодексе есть нормы, обязывающие граждан Украины учитывать и декларировать для налого­обложения бесплатную помощь.


«Зачем создавать такую систему, в которой каждый человек становится потенциальным преступником?» – задаются вопросом ученые.

Они настаивают на том, что осуществить качественный рывок украинская экономика может только в результате тотального упрощения всех действующих законов и правил и, как следствие, ускорения экономических процессов.
Если оценить уровень налоговой нагрузки среднестатистического предприятия, не занимающегося внешнеэкономической деятельностью, и не производящего подакцизные товары, то он составляет около 45% от произведенной добавленной стоимости и более 50% чистой стоимости, созданной предприятием. Другими словами, с каждой гривны дохода предприятие должно отчислить в так называемый расширенный бюджет не менее 50 копеек.
На администрирование основных налогов отечественные предприятия тратят свыше 2 тыс. часов в год. Это в 20-30 раз выше, чем в развитых странах. При этом значительная часть временных затрат на администрирование налогов приходится именно на два упомянутых налога: НДС и налог на прибыль. Высокая трудоемкость администрирования, кроме всего прочего, характеризует запутанность и сложность системы, что дает возможность для различных злоупотреблений.

Ученые предлагают отказаться от пошагового снижения ставок и провести кардинальную реформу налогообложения, которая позволит Украине стать намного более привлекательным рынком для инвестиций.

«Сейчас государство занимается тем, что обирает тех, кто производит, тем самым снижая их конкурентоспособность и стимулируя бизнес искать пути минимизации налогов. Гораздо эффективнее облагать налогом тех, кто тратит.

Например, вместо большинсива действующих сборов можно ввести налог на покупку в размере 2,5-4%. Данный налог может взиматься автоматически при условии всеобщего распространения электронной системы расчетов», – считает председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов.

По данным донецких ученых, именно такой размер нового налога позволит компенсировать потери бюджета от отмены НДИ и налога на прибыль (при составлении расчетов использовались показатели об уровне поступления этих налогов за 2002-2008 годы и статистические сведения об объеме выпуска продукции предприятиями Украины).

В результате полной отмены НДС, налога на прибыль и единого налога на малый бизнес в Украине будут созданы идеальные условия для развития предпринимательства и инвестиционного бума. Неизбежна существенная детенизация экономики, поскольку нет смысла укрывать те налоги, которых не существует. Соответственно, при ставке налога, например, в 4% в бюджет должно дополнительно поступать на 60-70 млрд. грн. больше существующего уровня годовых налоговых поступлений.

В результате государство получает разрушение почти всех коррупционных схем в налоговой сфере и создание надежных условий для их предотвращения. Введение налога на покупку сделает низкорентабельным или вообще нерентабельными многоуровневые коррупционные каналы распределения с большим количеством посредников и будет стимулировать развитие реального сектора экономики. Существенно сократится время и, соответственно, непроизводственный персонал, необходимый для администрирования налогов, что даст значительную экономию в общегосударственном масштабе. С учетом современных технологий фиксацию налоговых поступлений можно осуществлять в режиме реального времени. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса вообще будут освобождены от необходимости вести какую-либо налоговую отчетность.

По словам разработчиков, предложенная система абсолютно социально справедливая. Чем богаче человек, тем более дорогие покупки он делает, тем больше у него сумма налога. Чем беднее, – тем менее ценные товары он покупает и меньше платит налоги. Не надо вводить ни налог на депозиты, ни налог на недвижимость, ни дополнительные налоги на заработную плату, никаких других налогов на богатство, совершенно нет смысла повышать ставку подоходного налога. Кроме того, крайне важно, что все налогоплательщики будут находиться в равных условиях и осуществлять уплату налога по единому принципу.

Во время обсуждения инициативы донецких экономистов большое внимание было уделено вопросу доверия между государством и обществом. Очевидно, что без всестороннего общественного обсуждения и своего рода гражданского договора эффективное внедрение данной системы может стать проблематичным. Поскольку всегда найдутся те, кто попытается уклониться и от такого незначительного налогообложения за счет наличных рассчетов или неофициального приобретения товаров и услуг. Однако представители бизнеса отметили, что в случае если бы такая система была предложена, разработка сложных схем ухода от налогообложения стала бы бессмысленной.

В то же время вокруг этой идеи, которая может стать залогом качественных изменений в экономике и благосостоянии населения, уже в ближайшее время могло бы сплотиться общество.

Еще одной возможностью по реформированию системы налогообложения может стать «китайская модель». Такое предложение на встрече с премьер-министром Арсением Яценюком озвучил народный депутат от Партии регионов Борис Колесников. Суть этой модели заключается в том, что ставка налогообложения зависит от ситуации в экономике – то есть, чем выше уровень экономического развития, тем выше размер налога.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад