Меняем правила

Меняем правилаАбитуриентов и студентов в нынешнем году может ожидать ряд новшеств. На днях Министерство образования и науки Украины опубликовало проект изменений в условия приема в вузы на 2014 год. Как могут трансформироваться «правила игры» для поступающих, узнавали журналисты газеты «Жизнь».

Эксперименты в отечественном образовании – дело привычное. Правда, далеко не всегда предлагаемые нововведения бывают продуманными, а некоторые предложения – весьма спорными.

Аттестат не имеет значения?

Одно из важнейших изменений касается «стоимости» аттестата. Теперь у золотых медалистов нет особых преимуществ перед теми, кто учился хуже. Чиновники из Министерства образования и науки предлагают не переводить средний балл аттестата по 200-балльной шкале, а оставить его в 12-балльной. И если в прошлом году абитуриенты могли получить максимум 200 баллов, то в нынешнем году – не более 12.

Необходимость предстоящего изменения объясняют желанием побороть коррупцию в средней школе. На первый взгляд, намерение хорошее, но и здесь есть свои риски.

А вот одиннадцатиклассница Елизавета, которая претендует на золотую медаль, не согласна с такими изменениями.

– Скажите, ну разве это правильно, что мой аттестат оценивается в 12 баллов, а те, кто не хотел учиться и по многим предметам имеет довольно низкие баллы, могут получить, к примеру, 4 балла. Тогда пропадает стимул вообще учиться в школе. Можно просто заниматься с репетитором по 3-5 предметам. А на остальные смело махнуть рукой, – признается выпускница.

– Согласен, с коррупцией в средней школе нужно бороться, но не такими же средствами, – говорит ответственный секретарь приемной комиссии Донецкого национального технического университета Сергей Селивра. – Фактически знания, полученные в школе, не имеют никакого значения. Уже сейчас к нам идут абитуриенты, у которых в аттестате по отдельным предметам стоит 1, 2, 3 балла по 12-балльной шкале. И они претендуют на получение высшего образования. Теперь подобные оценки могут быть по многим предметам.

Неограниченные возможности

Неизменным остается способ подачи заявлений, это может быть как в бумажной, так и в электронной форме и по-прежнему в пять вузов. А вот ограничение «на три специальности» в новом проекте исчезло. Кто будет определять количество направлений, доступных будущему студенту, пока тоже неизвестно. Отдадут ли это право вузам или же разрешат абитуриентам подавать документы на максимальное количество специальностей, – вопрос пока остается открытым.

Согласно проекту изменений, подавая заявления в вузы, абитуриенты должны будут указывать приоритетность направлений (касается только дневной формы обучения). Правда, механизма, как это будет работать, пока не предусмотрели. В вузах предполагают, что в будущем это может породить немало трудностей.

– Предположим, что студент указал приоритетную специальность, на которую хотел бы быть зачислен. А как поступать дальше, членам приемной комиссии непонятно. Не рекомендовать его на зачисления, к примеру, еще по 3 направлениям, куда он подал документы, мы тоже не можем.

Рекомендовать по всем направлениям, тогда в чем смысл такого понятия, как приоритетность. Если вводить подобные изменения, то важно проработать это на законодательном уровне, чтобы правила были понятны и прозрачны, – отмечает Сергей Селивра.

Считаем баллы

В условиях приема сохраняется норма, что если по одному из непрофильных предметов абитуриент набрал меньше 124 баллов, его могут допустить к участию в конкурсе, но при условии, если по профильному предмету у него не меньше 170 баллов. В проекте изменений предлагается одно важное дополнение, к примеру, если профильный предмет — творческий конкурс, то абитуриента, не дотянувшего до минимума в 124 балла, к участию во вступительной кампании не допускают.

Подобные изменения и в приемных комиссиях и среди абитуриентов воспринимают положительно.

Меняя специальность

Нововведения ждут не только тех, кто хочет стать студентом, но и тех, кто в нынешнем году получит диплом бакалавра. Министерство образования и науки хочет ввести так называемый принцип «перекрестного поступления». Предложение министерства вызвано необходимостью приведения в соответствие с европейской практикой подходов к организации магистерской подготовки.

На первый взгляд, это открывает перед студентами новые возможности. К примеру, отучившись 4 года по специальности финансы, студент может получить диплом магистра как менеджер. Правда, новшество не касается медицинских специальностей и юридических. Воспользуются ли вузы своим правом и внедрят подобную систему в нынешнем году, пока неизвестно.

– Подобное предложение было озвучено еще прежним министром образования и науки Дмитрием Табачником. Похоже, новый руководитель министерства решил поддержать инициативу предшественника. Окончательное решение по этому вопросу в Донецком национальном техническом университете еще не принято. Но я считаю, что сделать это будет непросто, особенно в технических специальностях. Нельзя за год или даже полтора выпустить квалифицированного специалиста, к примеру, в горном деле, если он предыдущие 4 года обучался машиностроению или же наоборот. Если проводить подобные эксперименты, то тогда должны увеличиваться и сроки обучения. В таком случае обучение в магистратуре для тех, кто ранее поступал на другую специальность, должно составлять не менее двух лет. Да, подобные практики существуют за рубежом. Но там другая система высшего образования и для них это приемлемо. Если это будет внедрено у нас, то это красивый эксперимент и не более, – считает Сергей Селивра.

Студентам же нравится нововведение, хотя они сомневаются, что в высшей школе пойдут на подобный эксперимент.

– Это нормальная европейская практика. Почему, получив диплом бакалавра по специальности философия, я не могу закончить магистратуру как историк? Но отечественная высшая школа довольно консервативна и не пойдет на такие изменения. А если и внедрят такие новшества, то, возможно, для студентов, желающих окончить магистратуру по другой специальности, предложат платную основу, – уверена студентка Оксана.

В тему

Несмотря на то, что внешнее независимое тестирование проводится уже не первый год, вопросов у выпускников не становится меньше. А вот ответов на некоторые из них даже в школах дать не могут.

После завершения регистрации на прохождение тестирования абитуриенты начали получать сертификаты участников тестирования. Возможно ли его восстановить в случае потери? С таким вопросом в редакцию газеты «Жизнь» обратилась одиннадцатиклассница Евгения.

На вопрос читательницы ответила заместитель директора Донецкого регионального центра оценивания качества образования Лариса Лащенко.

– Если такая ситуация произошла, то следует обратиться в региональный центр оценивания качества образования после 10 мая. Мы будем рассматривать заявления и выдавать дубликат. Времени это занимает немного. Если абитуриент приехал к нам в центр, то изготовление дубликата занимает не более 2-3 часов. Но можно получить его и по почте, – утверждает Лариса Ивановна.

Дарья ГОНЧАРОВА
Вернуться назад