Герой без пафоса

Герой без пафосаНовая постановка Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра «Слепой» поражает масштабом и актерской игрой. Украинская классика в современной трактовке не оставит зрителей равнодушными.

Премьера спектакля состоялась в день рождения Тараса Шевченко, что и неудивительно, так как была приурочена к юбилею великого Кобзаря. Правда, в основу думы «Слепой» легли произведения двух украинских классиков: поэма Тараса Шевченко «Слепой» и пьеса Марка Кропивницкого «Невольник».
По словам режиссера-постанов­щика Игоря Матиева, он хотел показать другого Шевченко, уйти от шаблонов и штампов. Признаться, с поставленной задачей он справился великолепно.

– Тараса Шевченко можно назвать неудобным автором, но очень актуальным и сегодня. И поэма Шевченко, и пьеса Кропивницкого – мелодраматические, они заканчиваются хеппи-эндом. Мы попытались уйти от такого финала. Работать над столь масштабной постановкой оказалось нелегко. Для всего театра это был своего рода вызов, – признается режиссер-постановщик.

В спектакле гармонично и реалистично показаны сцены казацких баталий, плена, побега. Очень удачно и музыкальное сопровождение. В спектакле звучит музыка Александра Злотника из оперы-думы «Слепой», а также украинские народные песни.

Масштабность спектаклю придают декорации и нестандартное сценическое решение. – Декорации, представленные на сцене, весят почти четыре тонны, а сцена наклонена на 15 градусов, – рассказывает художественный руководитель театра Наталья Волкова.

Наклонный помост трансформировался в зависимости от ситуации: из люков в нужный момент возникали то деревья, то котлы, в которых казаки варят кулеш, то турки появлялись, словно из-под земли. В общем, получилось весьма зрелищно, динамично, неординарно.

Нестандартное сценическое решение понравилось зрителям, а вот актерам играть на такой сцене было непросто. Хотя после долгих репетиций все получилось идеально.

– Когда мы только установили декорации, актеры недоумевали, как будут передвигаться. Но все удалось, – отмечает Игорь Матиев.

Кстати, для того, чтобы батальные сцены выглядели реалистично, тренировать актеров приезжали казаки из Запорожья.

Сценографию и костюмы, простые и лаконичные, для героев создал Андрей Романченко.

– Хотелось уйти от иллюстративности. Не стояла задача сделать акценты на костюмах. Вся одежда отличается простым кроем, ткань в пастельных тонах.

Такими нарядами я делаю акцент и на нелитературном творчестве Тараса Шевченко. С точки зрения мирового искусства, его живопись не очень интересна, а графические работы выполнены профессионально и талантливо. Вот эту монохромность я постарался передать в костюмах, – признается Андрей Романченко.

В спектакле также активно были задействованы современные технологии. С помощью проектора, на заднем плане, в зависимости от происходящего, на сцене появлялись картины. Стоит отметить, что они стали гармоничным фоном и не отвлекали зрителя от спектакля, а лишь создавали определенную атмосферу.

В новой постановке создателям удалось умело соединить и героическую историю украинского казачества с присущим ему патриотизмом, свободолюбием, отвагой, и трагическую историю двух влюб­ленных. Но главное – показано это очень правдиво и без пафоса. А финальная сцена сыграна настолько сильно, что у многих зрителей на глазах блестели слезы.
Вернуться назад