Государственные расходы: оглядываясь вперед

Государственные расходы: оглядываясь впередПолитическая пена еще не схлынула окончательно, однако уже сейчас большинству здравомыслящих людей понятно, что с экономикой Украины необходимо что-то делать. Причем заявления об угрозе дефолта и отсутствии денег на казначейских счетах так же далеки от взвешенной системной работы, как и стремление занять сразу у всех и как можно больше.

В настоящее время государственные финансы вызывают особое внимание общества по двум поводам. Первый интересует население с практической точки зрения – как отра­зится нынешний политический и экономический кризис на выплатах пенсий и зарплат бюджетникам. Вторая, более теоретическая проблема, – вопрос возможности дефолта. К тому же большинство из нас слабо себе представляет сам механизм отказа государства обслуживать свои обязательства, но имея горький опыт минувших лет, прекрасно понимает, что ничего хорошего от этого ждать не следует.

«Бюджетники» – как много в этом слове

Последние недели принесли слишком много тревожных сигналов, которые бюджетники поневоле воспринимали на свой счет. Сначала в знак протеста ряд областей выступили с инициативой не перечислять налоги в Госбюджет. Потом Кабинет министров Украины сделал попытку самоограничить себя в командировках за границу, что звучало одновременно удивительно и тревожно. Наконец после смены власти с парламентской трибуны начали звучать заявления об опустошенном бюджете и отсутствии средств на все и вся. Естественно, что такой информационный фон не мог не вызвать беспокойства у тех, кто напрямую зависит от денег, выделенных государством на зарплаты и пенсии.

Первым несколько разрядило обстановку Минсоцполитики. Ведомство, хотя и осталось без и.о. министра, отправленного народными депутатами в отставку, все же отрапортовало, что по оперативной информации Пенсионного фонда Украины, на вечер пятницы пенсионные выплаты были профинансированы полностью. Только 21 февраля на финансирование пенсий направлено 18,156 млрд. грн., что составило почти 85,3% от необходимого объема. В целом же до конца месяца будут переведены почти 21,3 млрд. грн. пенсионных выплат. В настоящее время, отмечают в министерстве, идет подготовка к финансированию второго транша государственных социальных пособий за февраль (выплаты малообеспеченным семьям, семьям с детьми, детям-инвалидам и инвалидам с детства) в сумме почти 404 миллиона гривен.

О том, что деньги в Государственном бюджете все-таки есть, свидетельствует и выделение Верховной Радой почти 2 млрд. грн. на финансирование президентской избирательной кампании, стартовавшей во вторник.

В целом, по официальной информации, в общий фонд Государственного бюджета Украины в январе 2014 г. зачислено 22 млрд. 505,1 млн. грн., что на 2 млрд. 452,2 млн. грн. или на 12,2% больше, чем соответствующий показатель в 2013 г. Очевидно, что по итогам февраля показатели скорее всего снизятся с учетом политической обстановки. Кроме того, логично предположить, что нас в ближайшем будущем ожидает пересмотр Государственного бюджета.

Собственно говоря, это станет первым серьезным экзаменом для нового состава Кабинета министров, который во многом определит, что и как изменится в экономике государства.

Что касается текущей ситуации с выплатой зарплат и пенсий, то последним рубежом на пути средств из Госбюджета к бюджетникам будет Госказначейство, ведь именно от его эффективной работы и команд, полученных его руководством из столицы, во многом будет зависеть ритмичность выплат.

Последним рубежом на пути средств из Госбюджета к бюджетникам будет Госказначейство. Именно от его эффективной работы и команд, которые получит ведомство из столицы, во многом будет зависеть ритмичность выплат.


«Табу» на слово дефолт

Большинство экономистов, характеризуя ситуацию с государственными долгами и способностью Украины их обслуживать, отмечают, что в настоящее время народным депутатам, перешедшим из оппозиции во власть, необходимо изъять из своего лексикона слово «дефолт» и делать все для того, чтобы то же самое смогли сделать и наши зарубежные кредиторы. Особенно активно о дефолте заговорили после ухудшения суверенных оценок Украины международными агентствами. Последнее из них – 21 февраля агентство Standard&Poor's понизило рейтинг по обязательствам в валюте до уровня «CCC» с «CCC+». До этого за последние недели подобные решения приняли Moody's (с Caa1 до Caa2) и Fitch (с B – до ССС).

Все это, по мнению зарубежных аналитиков, свидетельствует о высокой вероятности дефолта в Украине. Подлила масла в огонь и очередная пауза, взятая Россией, обещавшей на прошлой неделе выкупить очередную серию украинских облигаций на сумму 2 млрд. долл.

Мнения отечественных экспертов по поводу возможности дефолта еще в 2014 г. несколько отличаются. Руководитель аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин склоняется к тому, что рассматривать дефолт по долговым обязательствам Украины еще рано, учитывая, прежде всего, объем золотовалютных резервов, которые на 1 февраля 2014 г. составили 17,8 млрд. долл. «Еще не исчерпан и ресурс заимствований на внутреннем рынке, что должно поддержать правительство в рефинансировании платежей по внутренним обязательствам», — отмечает аналитик.

Опять же, несмотря на все сложности, в феврале Украина сумела в срок рассчитаться с МВФ по текущим платежам. На эти цели из Госбюджета было выделено более 1 млрд. долл. Сократилась задолженность и перед «Газпромом». Хотя эта величина имеет свойство с течением времени расти.
Очередным, наиболее сложным периодом для нашей страны станет июнь 2014 года, когда по международным обязательствам государство снова будет должно выплатить более 1 млрд. долл.

В современной Украине можно найти немало экономических параллелей, например, с российской ситуацией образца 1998 г. или аргентинской 2001-го. Та же передержка фиксации курса, такой же раздутый госбюджет с чрезмерными расходами и доходами, та же практика привлечения новых кредитов для погашения старых и покрытия хронического дефицита госказны, то же наложение нестабильности в глобальной экономике на внутренние проблемы и пр. Но есть и важные отличия.

Скажем, в России-1998 доходность государственных краткосрочных облигаций достигала 140% годовых. В Украине сейчас ставки по государственным ценным бумагам хотя и тоже весьма внушительные, но до того уровня явно недотягивают (не более 14%).

Кроме того, госдолг Украины (с учетом гарантированного) в конце 2013 г. составлял 40,5%, что значительно меньше, чем сейчас, например, во многих европейских странах, как в не очень стабильных (Испания, Ирландия, Греция и т.д., где он приближается или уже превысил 100%), так и в бастионах ЕС (в Германии — более 80%, Франции — свыше 90%).

Правда, у нас более короткие сроки заимствований. Соответственно, и большая потребность в ежегодном рефинансировании. Тем более что на фоне девальвации она может вырасти по мере увеличения отношения госдолга к ВВП из-за значительных валютных долгов.

В настоящее время власти наибольшие надежды по оздоровлению экономики возлагают на новые займы и финансовую помощь от Евросоюза и МВФ.

Последние цифры ожидаемых заимствований, озвученные на днях, свидетельствуют о намерении Украины занять 35 млрд. долл. Эти средства прежде всего будут направлены на погашение процентов за пользование уже действующими кредитами, пополнение золотовалютных резервов и поддержание курса гривны.

Экономисты предупреждают власти от столь массированных заимствований. Ведь 35 млрд. долл. – не безвозвратная помощь, а кредиты, которые нужно будет отдавать. Учитывая же негативные оценки рейтинговых агентств, рассчитывать на минимальные проценты Украине не приходится.

Кроме того, если такой крупный

займ будет осуществлен, внешний долг Украины вырастет практически вдвое, что, безусловно, позволит в кратко­срочной перспективе поправить экономическое положение. Однако в будущем значительно увеличит расходы бюджета на погашение процентов за пользование кредитами.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад