Транспорт без перемен

Транспорт без переменГосударственный и муниципальный контроль за работой общественного транспорта в нашей стране практически отсутствует. В большинстве своем ключевая роль чиновничьих структур в этом вопросе сводится к выдаче лицензий частному перевозчику. При этом истинный контроль за качеством пассажирских перевозок чаще всего сводится к нулю, или до очередной катастрофы. Что же касается несоблюдения графика движения, неопрятных и холодных салонов, устаревшего, постоянно ломающегося подвижного состава – проблем, приносящих максимальные неудобства пассажирам-налогоплательщикам, то их никто не спешит решать.

Большие проблемы большого города

Качество предоставляемых транспортных услуг не всегда удовлетворяет пассажиров даже в Донецке. Частные перевозчики не соблюдают графики движения. Проведя конкурс и выбрав перевозчиков, городские власти порой не могут повлиять на качество предоставляемых услуг, а может быть, не хотят.

Даже городской электротранспорт нередко ходит по собственному графику. И время, указанное на остановочных информационных табло, еще не гарантия того, что троллейбус придет в назначенный срок. Этим грешат как трамвайные и троллейбусные маршруты в отдаленные районы шахтерской столицы, так и центральные.

В Европе подобная проблема отсутствует. Здесь давно выстроили правильную и понятную логистическую политику в работе общественного транспорта и жестко ее контролируют. В Праге городской транспорт ходит строго по расписанию. Если на информационном табло, расположенном на остановке, написано время прибытия в 9.32, будьте уверены, что в это время трамвай подойдет к остановке.

В Мюнхене многие остановки оборудованы электронным табло с информацией о времени прибытия транспорта. А если даже табло нет (оно действительно бывает не всегда), расписание движения транспорта и его маршруты вы точно найдете на информационных стендах, размещенных на каждой остановке.

Общественным транспортом предпочитают передвигаться и жители Вены. «Только очень рисковые люди садятся за руль автомобиля, – рассказывает Анна, уже 10 лет живущая в столице Австрии. – Трамвай – лучший способ быстро и комфортно добраться на работу. На собственной машине мы ездим разве что за город».

О таком комфорте жителям Донецка можно только мечтать. При перегруженности пассажирским транспортом, к примеру, улицы Университетской, на остановках полно пассажиров, которые не могут сесть в автобусы, троллейбусы и маршрутки, особенно в час пик. Жалуются горожане и на санитарное состояние, и на то, что зимой водители не включают отопление в салонах, поэтому пассажирам приходится мерзнуть.

Обновлению подлежат

Коммунальный общественный тран­спорт Украины, в том числе и Донецкой области, в большинстве своем уже очень старый. Да и там, где все же приобретают новые троллейбусы и трамваи, не в состоянии полностью обновить подвижной состав и продолжают ремонтировать транспорт, давно требующий списания.

На первый взгляд, в Донецке наибольшее количество троллейбусных маршрутов – 12, трамвайных – 9 и свыше 15 автобусных. Но даже такой мегаполис не в состоянии самостоятельно обновить подвижной состав городского электротранспорта. Самое значительное обновление произошло несколько лет назад. Тогда города, принимавшие футбольный чемпионат, за счет средств государственного бюджета получили новые автобусы и троллейбусы. Всего свыше 150 единиц, хотя первоначально планировалось больше.

Тогда муниципальные власти еще долго судились с Львовским автобусным заводом из-за того, что предприятие не поставило в оговоренные сроки 40 автобусов. Но даже при наличии положительного решения суда, вопрос все еще находится в стадии решения. По последней информации, озвученной мэром Александром Лукьянченко, в счет погашения долга львовский «ЛАЗ» поставит в Донецк вместо автобусов уже собранные 6 спаренных троллейбусов.

Согласно плану социально-эконо­ми­ческого развития на текущий год, в планах города приобретение 6 спаренных троллейбусов и десяти трамваев. Правда, последние будут не новые, а прослужившие не один год в европейских городах.

По словам мэра, эти трамваи начнут курсировать в отдаленные районы города.

По мнению транспортного эксперта Александра Кавы, количество городов, закупающих б/у электротранспорт, растет, тенденция эта была характерна для Западной Украины, теперь актуальна и для востока.

– В этом месяце в Донецк поставлен первый б/у трамвай чехословацкого производства модели «Татра Т3», которые ездят во многих городах Украины с 1962 года. Вагоны поставляются из Риги – город обновляет парк городского электротранспорта и вместо устаревшей модели «Татра Т3» закупает новые современные низкопольные вагоны Skoda 15T, дизайн их разработан Porsche. А «Татру Т3» охотно покупают города Украины, – отмечает Александр Кава.
Одна из причин, по которой муниципальные власти решаются на такие покупки, состоит в том, что техническое состояние этих трамваев значительно превосходило состояние их ровесников, столько же времени работающих на улицах украинских городов. А приобретение новых трамваев за счет местных бюджетов обходится гораздо дороже.

Трамваи и троллейбусы – экологически чистый вид транспорта. Казалось бы, его развитие особенно актуально для такого промышленного региона как Донецкая область. Но как показывает практика, во многих городах, где удалось сохранить городской электротранспорт, речь о его развитии не идет. Для большинства стоит вопрос его сохранения. В Дружковке, в отличие от Макеевки, это удалось сделать.

– В 2009 году предприятие почти остановилось. На линии был один трамвай, – рассказывает директор коммунального предприятия «Дружковский трамвай» Александр Нефедов. – Сейчас на три маршрута выходят 10 трамваев. Уже удалось восстановить один маршрут, не работавший около 15 лет. В планах на нынешний год – вновь открыть еще один маршрут в микрорайон Машиностроителей. Для того чтобы его запустить, за счет местного бюджета восстановят или приобретут два трамвайных вагона.

Однако машинам, которые будут курсировать по улицам Дружковки, более 20 лет!

В Харцызске тоже не мечтают о покупке новых троллейбусов.

– Два миллиона гривен, – сумма для городского бюджета неподъемная, – отмечает директор харцызского филиала «Автопастранс Александр Третьяков.

В планах лишь капитальный ремонт одного троллейбуса. Всего же в городе 14 троллейбусов. Все они были приобретены в конце 80-х – начале 90-х годов.
В Макеевке рассчитывают на государственную поддержку в обновлении парка городских троллейбусов.

– Сейчас рассматриваются различные варианты приобретения нового подвижного состава, в том числе и с привлечением кредитов под государственные гарантии и по так называемой программе 50 на 50, когда часть суммы выделяет государство, а часть – местный бюджет. Несколько лет назад за счет городского бюджета приобрели два троллейбуса. В текущем году приобретение нового подвижного состава не планируется. Пока можно говорить о том, что капитально отремонтируют три троллейбуса, – подчеркнул начальник отдела транспорта Донецкого городского совета Александр Коренев.

Не лучшие времена переживает городской электротранспорт в Константиновке. Один из трамвайных маршрутов временно приостановлен.

– Сейчас на линии работают три трамвая. Один из маршрутов мы вынуждены были временно приостановить, так как северный путепровод обследуют специалисты на предмет аварийности. Если его признают аварийным, придется заниматься его реконструкцией и потом возобновлять маршрут. В этом году ни приобретение, ни капитальный ремонт подвижного состава не предусмотрены, – сказал начальник управления коммунального хозяйства Константиновского городского совета Дмитрий Заварзин.


А вот в Енакиеве обновлять городской трамвай помогают спонсоры. – Из 22 единиц подвижного состава 10 находятся в удовлетворительном состоянии. Капитальный ремонт проводился два года назад. За счет спонсорских средств приобрели три новых вагона. В нынешнем году в планах лишь текущий ремонт трамваев, – отметила заместитель городского головы Енакиева Ольга Стрельцова.
Надеются на собственные силы и в Артемовске.

Согласно плану со­циаль­но-эконо­мического развития города Донецка на текущий год, за средства местного бюджета приобретут 6 спаренных троллейбусов и 10 трамваев. Правда, последние будут не новые, а прослужившие не один год в европейских городах. По словам мэра Александра Лукьянченко, эти трамваи начнут курсировать в отдаленные районы города.


– За счет городского бюджета будет приобретен один низкопольный троллейбус. Кроме того, капитально отремонтируют два троллейбуса, – рассказала главный инженер КП «Артемовскгорэлектроавтотранс» Анна Кобозева.
Конечно, это капля в море, так как из 31 троллейбуса в Артемовске 90% машин отработали двойной нормативный срок. Хотя, с другой стороны, за собственные средства не каждый город может приобрести новую машину.
Очевидно, что без государственной поддержки электротранспорту в городах придется выживать. По данным Минрегионстроя, украинским городам необходимо закупить почти тысячу трамваев, 3,4 тысячи троллейбусов и 20–30 тысяч автобусов. Замена старого транспорта новым обойдется, как минимум, в 40 миллиардов гривен, не считая стоимости обновления сопутствующей инфраструктуры. Например, трамвайные рельсы в большинстве городов не меняли с середины 1960-х годов, хотя по нормативам их нужно обновлять каждые 15–20 лет. Сегодня более 70% контактных сетей находятся в аварийном состоянии. Поэтому дальнейшее развитие электротранспорта пока под вопросом.

Ира ПЕТРОВА
Вернуться назад