Зима. Выхожу один я на дорогу…

Зима. Выхожу один я на дорогу…До последнего времени украинская зима не сильно напоминала водителям о том, что в зимний период для безопасного вождения требуются особые навыки, а при эксплуатации автомобиля необходимо учитывать множество дополнительных факторов. К сожалению, первые морозы показали, что большинство автомобилистов оказались абсолютно не готовы сами и не подготовили к ним свои машины.

Снегопады этой недели, со снижением температуры ниже 20 градусов, опустошили города и трассы. На пустынных утренних улицах лишь изредка можно было лицезреть передвигающиеся машины, причем многие из них парами – тот, кому посчастливилось завести мотор, тянул того, кому это не удалось. Статистика, как всегда, умолчит, сколько было продано стартерных батарей и проводов "прикуривания", как подскочили цены на головки блока цилиндров и пускозарядные устройства. А ведь предупреждали…

Как известно, легче предотвратить беду, чем затем бороться с ее последствиями. Чтобы комфортно и без приключений ездить зимой, важно соблюдать несколько правил. Во-первых, следить за техсостоянием авто, во-вторых, всегда иметь запасной план на случай поломки (например, телефон друга или службы эвакуации), в-третьих, управлять машиной с максимальной осторожностью. Также крайне важна взаимопомощь водителей на дорогах: если вы видите, что кто-то нуждается в помощи, обязательно нужно остановиться и оказать ее. Ведь в условиях даже небольшого мороза речь может идти о жизни и смерти, а помощь, возможно, нужна совсем небольшая. Негласный закон: сегодня кому-то поможете вы, завтра помогут вам.

Как сохранить контроль над авто

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел — контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Чтобы автомобиль не потерял траекторию, планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя. Но как вый­ти из заноса, если он все-таки произошел?

Задний привод

Стандартная ситуация: при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В таком случае не следует выжимать сцепление и тормозить, достаточно лишь немного уменьшить подачу топлива, снизить скорость, мягко и четко регулировать рулем траекторию. Тогда автомобиль под действием уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращают аналогичным поворотом руля вправо для выхода на прямолинейное движение.

Передний привод

При заносе переднеприводного авто водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения.

Но увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, автомобиль станет неуправляемым — наступает снос. Увы, увеличение угла поворота рулевого колеса в данной ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения курса автомобиля нужно плавно уменьшить подачу топлива (убрать ногу с педали газа) до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой, а после этого чуть поднажать на педаль газа. Лучше всего, конечно, приобрести нужные навыки на закрытой площадке с инструктором.

Откапываем машину из сугроба

Частая сезонная неисправность — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель, ни туда, ни сюда, и требуется лопата. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите, не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками, а затем, враскачку, не газуя, внатяг выбираться на твердое место.

Прикурить без ошибок

Часто нужно помочь человеку, который по какой-то причине посадил аккумулятор и тот просит «прикурить». Правда, не сигарету, а батарею. Конечно же, человеку нужно помочь, но как правильно это сделать?

Начнем с того, что «прикуривать» имеет смысл, только если машина исправна. Если аккумулятор разрядился после долгих безуспешных попыток пуска, «прикуривание» не спасет — надо устранить причину.

Учтите, что для прикуривания нужен автомобиль с мощным аккумулятором — «Таврия» внедорожнику никак не поможет. Кроме того, процесс пожароопасен: рядом не должно быть ничего легковоспламеняющегося. Теперь об алгоритме.

Нужно поставить машину «донора» так, чтобы провода дотянулись до клемм. При этом двигатель автомобиля-«донора» нельзя глушить.
Не перепутайте провода: красный подключайте к плюсовым клеммам, а черный или бесцветный — к «минусу». Причем начать подключение лучше с «минуса».

Стоит подождать 5—10 минут (бывает, до получаса), для того чтобы «донор» подзарядил аккумулятор.

Теперь — ключ на старт, заводим машину и отключаем провода. Реанимированный двигатель лучше не глушить как минимум час.

Осторожно с дизелем

В случае с дизельным двигателем зимой могут возникнуть проблемы, если заправиться не соответствующим сезону топливом. Дело в том, что по физическим свойствам дизтопливо разделяется на летнее и зимнее. Первое при производстве дешевле на 30%, однако и застывает оно уже при – 5°С (этот процесс называется парафинизацией). Зимнее же дизтопливо не застывает до – 35 °С. По идее, с наступлением первых холодов на АЗС должны завозить только сезонное топливо, однако, во-первых, делают это не всегда, во-вторых, заправщики стараются перед завозом распродать остатки летнего. Для автомобилиста результат заправки не соответствующим сезону топливом может быть плачевным: топливная система забивается «хлопьями».

Исправление проблемы выливается в серьезную «копеечку» — до 2 тыс. грн.

Чтобы избежать конфликта с клиентами, на многих заправках химичат — добавляют депрессорные присадки. Однако на некоторых АЗС вместо них льют керосин или, что еще хуже, бензин — заправка современного автомобиля такой бодягой может привести к преждевременному капремонту (старые машины этого не боятся). Увы, распознать подделку можно лишь в лаборатории.

Поэтому «дизелистам» советуем заправляться исключительно на сетевых фирменных АЗС. Допускайте вариант, что такая АЗС по пути может и не встретиться, и придется заправляться на первой попавшейся бензоколонке, так что лучше всегда возить с собой баллончик с депрессорной присадкой (стоит от 30 грн. из расчета на полный бак).
Вернуться назад