Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/lifedon.com.ua/engine/classes/templates.class.php on line 243 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/lifedon.com.ua/engine/modules/sitelogin.php on line 153 Не вошедшие в бюро

Не вошедшие в бюро

Не вошедшие в бюроКоличество компаний, входящих в Моторное (транспортное) страховое бюро и, соответственно, имеющих право продавать населению полисы страхования «автогражданской» ответственности и КАСКО, сократилось на 12 единиц. Процесс мог оказаться более масштабным – под угрозой вылета были почти три десятка страховщиков, но многие нашли возможность внести необходимые взносы в фонд защиты потерпевших МТСБУ. Как это скажется на выплатах автомобилистам и какие полисы с 2014 года могут вызывать опасения?

Количество страховщиков — участников рынка ОСАГО с октября 2013-го по январь 2014 года сократилось почти на 20%. На днях в Моторном (транспортном) страховом бюро (МТСБУ) сообщили, что только 66 компаний увеличили базовые гарантийные взносы в централизованные страховые резервные фонды бюро до требуемого законом уровня. Еще в конце III квартала прошлого года полисы ОСАГО от своего имени продавала 81 страховая компания (СК).

Тяжесть финансовой подушки

Страховщики — члены бюро должны были к 5 ноября минувшего года увеличить отчисления в фонд защиты потерпевших со 100 тыс. евро до минимум 300 тыс. евро, а полные члены – еще и увеличить взнос в фонд страховых гарантий МТСБУ с 300 тыс. евро до 650 тыс. евро. Все десять полных членов бюро, которые имеют право продавать полисы «зеленой карты», к 5 ноября выполнили это требование. 28 компаний не сформировали необходимый размер базового гарантийного взноса в фонд защиты потерпевших. На уплату долга им предоставили два месяца, после чего шесть компаний, которые его не погасили, потеряли статус ассоциированного члена. 23 января из МТСБУ исключили «Укргазпромполис», «Остру», «Астарту», «Лемма Сити Сервер», «ЭйЭмДжи Групп» и «Насту». СК «Крона» исключили за долг по оплате членских взносов. «В 2013 году доля рынка ОСАГО этих страховщиков не превышала 1,1%»,— подсчитали в МТСБУ.

Некоторые из указанных компаний имели плохие показатели деятельности. По данным МТСБУ на 31 сентября 2013 года, у «Насты» и «Остры» были неудовлетворительные оценки по показателям качества урегулирования убытков и уровня жалоб от потерпевших и страхователей. Много жалоб поступило на «Укргазпромполис».

Еще пять страховщиков, не согласившись с требованиями законодательства, добровольно написали заявления о выходе из бюро, которому продолжали платить членские взносы: «Лемма» (заявление от 26 июня), «Крымская» (28 октября), «Энергорезерв» (30 октября), «Каштан» (13 ноября) и «ИнтерЭкспресс» (27 декабря). По подсчетам МТСБУ, доля рынка этих СК не превышала 0,33%. В конце минувшего года права продавать ОСАГО лишились также три компании, по решению регулятора, аннулировавшего их соответствующие лицензии: «Провита» (26 сентября), «Инкомстрах» (31 октября), «Статус» (9 декабря). Доля этих СК на рынке ОСАГО составляла 3,84%. Впрочем, «Статус» сейчас в суде оспаривает решение регулятора.

Кому это выгодно

На первый взгляд, выдавливание с рынка страховых услуг небольших компаний способствует сокращению конкуренции. Хотя о монополизации, учитывая оставшихся несколько десятков игроков, речь не идет. С другой стороны, эксперты отмечают, что данные действия способствуют оздоровлению рынка, поскольку рынок продолжат покидать неплатежеспособные компании. На Западе есть специализирующиеся только на автостраховании компании, которые при убыточности в 80-90% зарабатывают прибыль на инвестициях. У нас же при убыточности в 55% страховщик уже может стать неблагонадежным. Главная проблема: страховщики не имеют достаточных резервов и работают по принципу пирамиды. Компаниям, у которых портфель сформирован в основном из автострахования, приходится работать практически «с колес». И сразу отдавать на возмещение водителям, попавшим в ДТП, все, что удается собрать, продавая новые полисы.

Взносы в фонды Моторного бюро, в свою очередь, призваны стимулировать страховые компании рассчитываться с клиентами. При выходе из состава бюро страховщику не возвращаются взносы.

«Страховщик сможет получить уплаченные средства только после того, как выполнит все взятые на себя обязательства по заключенным договорам», — говорит президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. Механизм возврата средств может быть реализован лишь после завершения действия страховых договоров, истечения срока давности, закрытия судебных дел, то есть минимум через два года, а то и через пять лет.

Как дождаться выплаты?

У рядового автомобилиста тут же возникает вопрос: не означает ли исключение из МТСБУ той или иной компании потерю надежды на получение от нее возмещения по страховому случаю? Ведь не секрет, что отдельные страховщики в конце минувшего года подзатянули с выплатами, видимо, собирая средства для взносов в фонды. Как сообщили «Жизни» в бюро, договоры, заключенные ранее, остаются в силе. Соответственно граждане смогут удовлетворить свои законные требования, в том числе через суд. С другой стороны, исключение из списков МТСБУ еще не означает окончательный уход той или иной компании со страхового рынка. Конечно, автолюбителям необходимо быть внимательными, покупая полисы, например на обочине, чтобы не подписать договор по очень выгодной цене с компаниями, потерявшими право продавать полисы. Однако им никто не запрещает выступать агентами действующих СК и продавать их полисы, получая за это агентское вознаграждение от компании, работающей по правилам МТСБУ. Если же по этим полисам возникают проблемы с выплатами, в бюро советуют обращаться к ним с жалобами. В большинстве случаев это стимулирует страховщиков решать вопрос в ускоренном порядке, поскольку из-за наличия большого количества жалоб они могут лишиться лицензии.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад