Шведский товар возьмем, но предложим и свой…

Шведский товар возьмем, но предложим и свой…
В рамках проведения дней Швеции в Донецке состоялся шведско-украинский бизнес-форум. Принявшие в нем участие предприниматели, представители местного самоуправления, сферы ЖКХ региона смогли лично пообщаться с представителями шведских компаний и договориться о сотрудничестве. Удалось ли?

Кто с кем договорился

Прошедший форум в центре шахтерской столицы сложно недооценить. Поскольку все, заинтересованные в сотрудничестве со шведским бизнесом, потратив минимум средств и времени, могли провести деловые переговоры и заручиться новыми партнерами из Швеции. Донецкий бизнесмен Алексей принял участие в форуме с надеждой расширить рынки сбыта выпускаемых его предприятием деталей для холодильного оборудования. Правда, конкретного результата переговоры с заморскими производителями бытовой техники пока не принесли.

Оно и понятно, угодить шведам, которые возвели высочайшее качество в культ, непросто. Зато Карлос, представитель одной шведской компании по производству медицинского оборудования считает, что его встреча с медиками региона дала результат. На базе медицинского учреждения Карлос с коллегами провел семинар и пообщался с местными врачами.

– Здесь есть рынок сбыта для нашего оборудования, – делится зарубежный гость, – проблема пока только в том, как на расстоянии обеспечивать его сервис, но наша компания решит этот вопрос, если договоримся о продаже.

Одной из особенностей шведских бизнесменов является то, что они готовы часами говорить о преимуществах своей продукции, технологий. А вот когда речь идет о предложении купить наше, отечественное… Словом, неудивительно, что товарооборот между двумя странами пока что напоминает игру в одни ворота.

Шоколада и шампанского

Как сказал в комментарии «Жизни» Стефан Гуллгрен, посол посольства Швеции в Украине, ежегодно украинский импорт в Швецию составляет 30 млн. долларов, а шведский экспорт в Украину – 300 млн. долларов.

Правда, в качестве ремарки посол добавил, что его страна готова расширить перечень закупаемых украинских товаров. И, похоже, что слова пос­ла не просто дань вежливости.

Пока что шведские предприниматели закупают в Украине товары химической промышленности, деревообработки, машиностроения. Но, по словам Виктории Бойко, консультанта Торгового совета посольства Швеции в Украине, сейчас эта страна заинтересована в покупке продуктов питания, в частности, кондитерских изделий одной из донецких компаний, шампанского.

Ежегодно украинский импорт в Швецию составляет $30 млн., а шведский экспорт в Украину – $300 млн. Правда, шведы убеждают, что готовы расширить перечень закупаемых украинских товаров.

– Это новая тенденция в торговых отношениях, – объясняет Виктория Бойко, – хотя до начала кризиса мы отмечали шведский интерес к совместному производству деталей из листового металла. В 2008 году даже разрабатывался один такой серьезный проект, шведские представители посещали один из машиностроительных заводов. Однако финансово-экономические проблемы приостановили этот процесс. И сейчас Швеция хочет больше продавать свою продукцию в Украине, нежели покупать.

Привычка экспортировать

Но, объективности ради, надо признать, что с позиций макроэкономики Швеция с населением в девять миллионов человек не представляет собой значительного рынка. Потому шведские компании всегда были зависимы от экспорта своей продукции. Из-за ограниченности собственного потребительского рынка они вынуждены искать покупателя за пределами родной страны. Международная конкуренция, в условиях которой шведские компании работали уже на ранней стадии, укрепила их и во многих случаях дала им преимущество, сделав такие компании, как «Volvo», «Saab», «Ericsson Elektrolux» и другие более конкурентоспособными. Существует мнение, что именно по этой причине Швеция имеет гораздо большее число транснациональных корпораций, приходящихся на душу населения, чем какая-либо другая страна.

Именно успехи их промышленности в области экспорта в XX веке привели к созданию шведского общества благополучия. Потому развитие Швеции и ее превращение из бедной и отсталой крестьянской страны в современное государство, произошедшее всего лишь за полвека, часто называют «экономическим чудом», во многих отношениях сравнимым с японским.

Креативные и скромные

В свою очередь, Геннадий Чижиков, президент Донецкой торгово-промышленной палаты, считает, что Швеция может дать немало отличных примеров для подражания.

– Шведы креативные и скромные, – говорит Геннадий Чижиков, – они создают всемирно известные бренды, но при этом не кичатся своим успехом. Дома богатых шведов внешне мало чем отличаются от людей со средним достатком. Жители страны проявляют и самореализуют себя, как правило, интеллектуально.

Заслуживает уважения и шведский подход в деле экономии энергоресурсов. Швеция всегда была зависима от привозных энергоресурсов, учитывая ее холодный климат, а сегодня стала практически независима от голубого топлива. В энергобалансе страны газ составляет всего 8%. А все потому, что было принято решение в качестве стратегического энергоресурса использовать дерево – иву, которую выращивают в промышленных объемах. И такие крупные города, как Стокгольм, отапливаются дровами.

Безусловно, такие примеры помогают объяснить желание шведов расширять все новые рынки сбыта и быть успешными. Возможно, что у украинских производителей также есть шанс пойти по шведскому пути, однако сперва, наверное, стоит что-то поменять в себе и в товаре, который предлагаешь.

Наталья ПИЛИПЕНКО
Вернуться назад