Зачем стоим?

Зачем стоим?Ситуация на отечественных автодорогах традиционно остается сложной, а взаимное недопонимание сотрудников ГАИ и автомобилистов ее нормализации отнюдь не способствует. Особенно жаркими выдаются споры относительно правомерности остановки машин дорожными инспекторами. Корреспондент «Жизни», чтобы раз и навсегда прекратить путаницу, попробовал разобраться в том, на каких основаниях сотрудник ГАИ может абсолютно законно потребовать водителя нажать на тормоз.

Водители негодуют

«Утром везу супругу на работу, а ребенка – в садик. Машина вымыта, сам трезв, причесан и гладко выбрит. Естественно, ничего не нарушаю. При этом каждый встречный инспектор считает долгом остановить меня без малейшего повода. А ведь я на работу опаздываю!» – частенько жалуется один мой знакомый, не забывая упомянуть о собственной умеренности относительно горячительных напитков и многолетнем водительском стаже без участия в дорожно-транспортных происшествиях.

На безосновательные остановки украинские водители жалуются довольно часто. Одни считают, что гаишники таким образом ищут возможность дополнительно подзаработать, а другие видят в этом попытку лишний раз удостовериться в трезвости и общей адекватности водителей. Иным и вовсе без надобности знать, чем руководствовался инспектор. Просто жаль потраченного времени.

Тут важно понимать, что остановиться и предъявить правоохранителю документы, а после с чувством выполненного долга продолжить путь, вовсе не трудно. Другое дело, когда всего за одно утро глушить мотор и показывать документы приходится не один, а несколько раз. И это притом, что до места работы еще ехать и ехать, а начальство на опоздание персонала смотрит отнюдь не всепрощающим взглядом. Согласитесь, в подобных случаях звучащее из уст очередного сотрудника ГАИ «Счастливого пути!» не вызывает у автомобилистов ничего, кроме раздражения.

Приведу случай из жизни. Как-то ближе к вечеру мы с товарищем ездили по делам. Инспектор остановил нас у поворота в тихий дворик. Изучив документы водителя и наградив того задумчивым душеспасительным взглядом, гаишник пожелал нам счастливого пути. И все бы ничего, если бы на обратном пути, буквально через пять минут, тот же сотрудник не махнул нам жезлом уже во второй раз. В ответ на вопрос начавшего закипать водителя (мы страшно опаздывали) касательно причин остановки, инспектор молча вернул ему права и ретировался.

Инспекторы объясняют

С другой стороны, понять гаишников нетрудно, особенно принимая во внимание неуемную страсть украинцев к алкоголю и быстрой езде. Чего скрывать, выпить наши граждане любят. Некоторые и запрещенными веществами не гнушаются. Опьянев, эти малосознательные товарищи стремятся сесть за руль и отправиться на поиски приключений. Чем подобное заканчивается, все мы знаем из милицейских сводок.

Говоря проще, количество ДТП с пострадавшими, произошедших по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в Украине столько, что в пору за голову хвататься.

«Посмотрите, сколько у нас аварий ежедневно происходит. В каждом четвертом случае водители, сбившие пешеходов, пытаются скрыться с места происшествия. Пьяных за рулем ежедневно десятками выявляют. Здесь все дело в нюансах. Что такое пять минут, потраченных на остановку по требованию инспектора в сравнении со спасенной человеческой жизнью? Хотелось бы, чтобы водители относились к этому с пониманием», – заявили мне в пресс-службе ГАИ города Донецка.

Спорить тут действительно не о чем. Употребление крепких напитков за рулем уже который год подряд держится в тройке лидеров печального рейтинга причин возникновения ДТП с пострадавшими. Уверен, инспектора, «проморгавшего» очередного водителя-пропойцу, по вине которого позже случилась авария, руководство точно по голове не погладит. Да и чисто по-человечески людей жалко. Если имеется возможность спасти чью-то жизнь (в том числе и жизнь нарушителя), ею нужно воспользоваться.

Причины остановки

Однако люди, как и ситуации, бывают разные. Как показывает практика, далеко не все гаишники останавливают водителей без веских на то причин, руководствуясь исключительно гуманистическими соображениями. Тот же «YouTube» буквально переполнен роликами, в которых инспекторы, остановив очередного бедолагу, рассказывают ему какие-то небылицы. Кроме того, хватает у нас и так называемых «водителей-экспертов», начитавшихся тематических форумов и уверенных в том, что останавливать их на дороге никто не должен.

Согласно информации, предоставленной Главным управлением юстиции в Донецкой области, всего таких причин насчитывается одиннадцать. С первым пунктом все предельно ясно. Если инспектор заметил, как вы нарушили правила дорожного движения, он имеет полное право требовать остановки.

Также не следует удивляться взмаху жезла, если номерные знаки вашего автомобиля измазаны грязью, не различаются с расстояния в двадцать метров, а то и вовсе отсутствуют.

Третья причина – наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности автомобиля. Как нам сообщили в пресс-службе ГАИ Донецка, к этому пункту можно отнести и отсутствие зимней резины.

Задержать транспорт могут и на основании данных о причастности оного, а также его водителя, пассажира или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения. Кроме того, вас могут попросить остановиться в случае, если автомобиль находится в розыске.

«Если, согласно ориентировке, вишневая «десятка» совершила наезд на пешехода, мы будем отрабатывать все машины, подходящие под описание. Людям с чистой совестью бояться в данном случае нечего», – отмечает пресс-служба.

Еще один указанный в списке причин момент касается остановки с целью опросить водителя на предмет обстоятельств правонарушения, свидетелем которого он мог стать, а также привлечь его для оказания помощи сотрудникам ГАИ или другим участникам движения.

Не будем также забывать о всевозможных целевых мероприятиях. Если в качестве причины для остановки вам называют проведение операции или отработки, знайте, что все происходит на законных основаниях. Если же возникают подозрения, всегда можно позвонить на горячую линию «102» и удостовериться в том, что мероприятие действительно проводится.

Также вас могут остановить согласно решению уполномоченных государственных органов об ограничении или запрете движения. В Донецке, ввиду проведения футбольных матчей и прочих массовых мероприятий, подобное случается сплошь и рядом.

Наконец, инспектор может остановить вас, если способ закрепления груза на вашем автомобиле не слишком надежен, и стало быть несет угрозу другим участникам движения, а также если вы по каким-то причинам установили на машину неположенный световой или звуковой сигнал.

Игорь ГОМОЛЬСКИЙ
Вернуться назад