Накат на «Сталинград»

Накат на «Сталинград»Житель Самары Петр Морозов в обращении в Министерство культуры РФ потребовал запретить широкий показ фильма «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука в России и за рубежом, а также привлечь к ответственности лиц, принимавших решение о финансировании картины, и членов совета, проверявших историческую достоверность сценария.

Лента, по мнению Морозова, может сформировать мнение о советских воинах как о «малообразованных, второсортных и глупых людях, часто движимых лишь низменными инстинктами». В то же время в человечности немецкого офицера зритель усмотрел «неприкрытую ге­рои­зацию нацизма». Под обращением Морозова стоит уже более 25 тысяч подписей.

На ваш взгляд, разумны ли претензии Петра Морозова? Почему практически каждый новый фильм о Великой Отечественной войне сопровождается скандалом?

Лев Пирогов, литературный критик, публицист:

– С моей точки зрения, Бондарчук снял плохой фильм. Ложь обстоятельств (а война представлена в фильме по-дурацки) порождает ложь характеров. Если бы еще в фильме участвовали Супермэн, Человек-Паук и парочка инопланетян, то куда ни шло – был бы обозначен жанр, заданы координаты восприятия. А так – ты настроен на одно, тебе показывают совсем другое, и из обманутых ожиданий складывается ощущение предательства. Фильм нравится либо идиотам, либо людям, стремящимся по какой-то причине опроститься до идиота. Например, чтобы подумать и почувствовать что-либо «оригинальное».

А практически – стоит бороться за запрет фильма или нет, зависит от того, что для нас важнее. Если «международный резонанс», то нет, не стоит. Это лишь добавит фильму ценности в глазах «международного сообщества» и его комиссий. Будет этакий российский Салман Рушди, еще Нобелевскую премию в области кино для него учредят. Если же нас больше волнуют внутренние дела, моральное самочувствие собственного народа, то запретить следует. Думаю, те, от кого зависит принятие решения, это понимают и именно поэтому запрещать фильм не будут. Во-первых, чтобы не подогревать антироссийский ажиотаж, во-вторых, потому что самочувствие народа никого у нас не волнует. Как и в благословенные сталинские времена не волновало.

Единственный период, когда волновало, – это времена хрущевщины-брежнев­щины, и где наша благодарность? Кстати, тогда же, в этот период, было снято все наше лучшее кино.

Дмитрий Данилов, писатель, журналист:

– Фильм Федора Бондарчука «Сталинград» я не смотрел и смот­реть не планирую. Видел по телевизору анонсы – там что-то очень красочно и с оглушительным грохотом взрывалось, бежали куда-то большие массы людей, страшно ехала боевая техника, и, как мне показалось, частично это было нарисовано при помощи компьютерных технологий. Я такие фильмы стараюсь не смотреть.

Но призыв запретить фильм к показу я совершенно не разделяю, это фактически призыв к цензуре, а я в принципе против цензурных ограничений.
Кино – это, конечно, мощный пропагандистский инструмент, но при этом тонкий, и требовать от авторов фильма, чтобы «наши были герои, а немцы – гады», – это какой-то не очень серьезный разговор.

В общем, я бы под обращением товарища Морозова не подписался.

Александр Федорович Фень, ветеран (родился 1 декабря 1923 года и попал в Сталинград в возрасте 19 лет в качестве танкиста).

– Фильм тяжелый. Но здесь не показан Сталинград и военные действия такими, какими они были. Среди главных героев – немец, который влюбляется в нашу женщину и защищает ее. А советские солдаты все никак убить его не могут. Что этим хотел показать Бондарчук? Какие хорошие были немецкие солдаты, лучше наших воинов. Он не показал подвиг наших женщин. В боях участвовали 600 женщин-снайперов, а сколько работали медсестрами, вынося раненых с поля боя. Об этом нужно говорить и фильмы снимать. Какой же это Сталинград? Где наша победа? Бондарчук ее не показал! Зачем фильм снял? Захотелось показать этот разврат, этот разброд? Разочарован.

Вернуться назад