Языковое разнообразие

Языковое разнообразиеЗнание нескольких языков нынче перестает быть данью моде, а действительно становится требованием времени. В Украине в последние годы наблюдается взвешенная государственная политика в отношении развития как государственного, так и других языков.

О том, какие возможности для изучения различных языков и лингвистические предпочтения учащихся сейчас существуют в школах Донецкой области, узнавали журналисты газеты «Жизнь».

Укрепление межнационального согласия и взаимопонимания, удов­летворение культурных и образовательных потребностей национальных меньшинств – важные приоритеты государственной политики. Главным аспектом в этой работе является развитие образования на родных языках народов, проживающих в регионе, прежде всего – развитие украинского языка, поддержка русского, а также содействие в изучении других языков. По словам президента Украины Виктора Януковича, государство должно обеспечивать граждан равным доступом к получению образования, в том числе и правом на изучение родного языка и обучения на нем, независимо от национальной принадлежности.

Донбасс многонационален. Как отдельный предмет школьной программы иврит изучают в десяти классах, в 123-х – новогреческий. Факультативно новогреческий изучают еще и в 16 школах, а в одном учебном заведении – китайский. Помимо этого в регионе действуют 7 воскресных школ, где изучают другие национальные языки.


– Донбасс традиционно считают русскоязычным регионом. Стоит отметить, что количество школ, где преподавание проводится на украинском языке, растет. Если в 2004 году у нас учебные заведения с украинским языком обучения выбирали лишь 26,6% школьников, то сегодня таких 50,5%, соответственно 49,5% учатся в школах с русским языком преподавания. Хочу сказать, что и уровень знаний государственного языка достаточно высок.

Одним из таких показателей, который наглядно это демонстрирует, являются результаты внешнего независимого оценивания качества образования. В нынешнем году от 150 до 200 баллов по украинскому языку и литературе набрали 55,76% выпускников, что немного выше среднеукраинского показателя (55,68%). А это свидетельствует об уровне преподавания. Наши педагоги демонстрируют хорошие результаты на конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». Кстати, в 2012-м победителем всеукраинского этапа конкурса стала преподаватель украинского языка и литературы Верхнеторецкой общеобразовательной школы имени А.П. Сибирцева Татьяна Попова, – рассказывает начальник департамента образования и науки Донецкой областной государственной администрации Юрий Соловьев.

Поскольку для большинства жителей Донецкой области родным является русский язык, то его изучению уделяется немало внимания.

– К вопросам языка в регионе всегда старались подходить взвешенно. И даже когда на всеукраинском уровне отменили олимпиаду по русскому языку и литературе, в Донецкой области продолжали проводить ее на региональном уровне, а победители даже получали стипендии. Теперь в течение трех лет проводят олимпиаду по русскому языку и литературе на всеукраинском уровне. И по количеству победителей мы занимаем первое место среди других областей. Наши ученицы заняли призовые места на Международной петербургской олимпиаде по русскому языку и культуре для школьников. Гран-при конкурса досталось выпускнице донецкой гимназии № 18 Валерии Моисеевой, а девятиклассница учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа I-II ступени № 1» Юлия Диденко заняла второе место в одной из номинаций, – отметил Юрий Иванович.

Помимо украинского и русского, в школах региона способствуют изучению и других языков.

– Мы живем в многонациональном крае, поэтому всегда поддерживаем стремление различных национальных обществ и ассоциаций изучать родной язык. Как отдельный предмет школьной программы иврит изучают в десяти классах, в 123-х – новогреческий. Факультативно новогреческий изучают в 16 школах, а в одном учебном заведении – китайский. Помимо этого в регионе действуют 7 воскресных школ, где изучают татарский, иврит и новогреческий. Если появится потребность в изучении других языков, мы будем содействовать и поддерживать такую инициативу, – сказал начальник департамента образования и науки облгос­администрации.

Проблема учебной литературы решается за счет национальных ассоциаций и обществ.

– Если необходима помощь в разработке учебно-методической базы, то Донецкий областной институт последипломного педагогического образования помогает это сделать. Так было и с федерацией греческих обществ Украины, которая выступила с инициативой в качестве второго иностранного языка с пятого класса изучать новогреческий в школах, где родители учеников хотят этого. Мы помогли им составить учебник, а они за свой счет его напечатали. Это пример конструктивного сотрудничества, когда национальные общества не только выступают с предложениями, но и делают все для того чтобы реализовать задуманное, – уверен Юрий Соловьев.

На государственном уровне изучению иностранных языков в школе уделяется особое внимание. С прошлого года ученики первых классов стали изучать английский язык. А в нынешнем году с пятого класса школьники должны изучать второй иностранный язык. Какой именно, выбирают родители. Пока больше всего желающих, почти 13 тысяч учеников, предпочли изучать русский. На втором месте по популярности немецкий (более 11 тысяч пятиклассников), на третьем – французский (6 тысяч), свыше 300 человек предпочли испанский, более 500 – новогреческий и 30 детей будут изучать польский.

Дарья КИРДОДА, фото автора
Вернуться назад