Стратегия на перспективу

Стратегия на перспективуДонецкий аэропорт имени С.С.Прокофьева разработал стратегию развития до 2035 года. Международные эксперты, работавшие над этим документом, отметили, что наши воздушные ворота на удивление легко справились с недавним кризисом в авиационной отрасли, однако предостерегли от излишней само­уверенности на будущее.

Когда под Евро-2012 в Донецке строили новый терминал аэропорта и взлетно-посадочную полосу, многие видели будущее этого объекта по-разному. Одни пророчили ему крах и запустение после пика активности болельщиков на чемпионате. Другие же, наоборот, видели в донецких степях новый международный хаб (транзитный аэропорт), который мог бы связать страны Европы и Азии. Истина, как водится, оказалась примерно посередине. Золотые горы без лишних усилий никому не светят, однако и отказать предприятию в заложенном потенциале тоже нельзя.

В конце минувшей недели в Донецком областном совете, коммунальным предприятием которого является международный аэропорт им. С.С.Прокофьева, состоялось рассмотрение стратегии развития предприятия до 2035 года. Авторами этой концепции стали специалисты компании «Аэро Консалтинг Вена», в активе которых имеются планы развития таких аэропортов, как Борисполь (Киев), воздушных ворот в Харькове, а также активов российской компании «Базовый элемент» в Геленджике, Краснодаре и Сочи, в том числе с учетом предстоящей Олимпиады.

Как отметил председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук, перед разработчиками стратегии стояло несколько задач. «Речь шла как о среднесрочном планировании, так и об устранении недостатков в текущей работе аэропорта. Одними из главных задач, на наш взгляд, являются расширение географии полетов, улучшение сервисной составляющей обслуживания в аэропорту на сегодняшний день, развитие авиационных грузоперевозок и, наконец, анализ перспектив аэропорта как крупного транзитного узла», – отметил Андрей Федорук.

В обсуждении стратегии принимали участие заместитель главы областного совета Игорь Коваль, председатели постоянных комиссий облсовета Татьяна Агеева и Григорий Репин, руководитель аэропорта Кирилл Осипов, профильные специалисты.

Комментируя нынешнее положение дел на предприятии, Кирилл Осипов сообщил, что, по прогнозам, в нынешнем году аэропорт Донецк должен перевезти на 15% больше пассажиров, чем в 2012 году (даже с учетом пиковых нагрузок на Евро-2012). Этого удалось достичь благодаря расширению географии полетов и привлечению к сотрудничеству новых авиаперевозчиков.

Презентуя видение перспектив донецкого аэропорта до 2035 года, менеджер по странам СНГ и Балтии компании «Аэро Консалтинг Вена» Юрий Рубанов подчеркнул, что в настоящее время украинские авиаперевозки переживают не самый простой период. «Банкротство одной из крупнейших авиакомпаний не могло не отразиться на рынке. Для аэропорта Донецк проблемы «Аэросвита» должны были повлечь за собой еще более серьезные последствия, поскольку из-за этого он потерял базовую авиакомпанию – «Донбассаэро». Как показывает практика, когда из аэропорта уходит базовый перевозчик, снижается пассажиропоток, что произошло в Борисполе, лишившемся «Аэросвита». Падение составило около 6%. В Донецке же мы, наоборот, наблюдаем позитивную динамику», – комментирует сложившуюся ситуацию Юрий Рубанов.

С учетом имеющихся технических возможностей, как в части взлетно-посадочной полосы, так и терминала донецкий аэропорт может постепенно развиваться вплоть до 2035 года без серьезных инвестиций в развитие территории. За исключением разве что создания специальной площадки для обработки самолетов противоледной жидкостью, которую необходимо аккуратно собирать, учитывая ее химический активный состав. В идеале необходимо обеспечить возможность обработки одновременно двух воздушных судов. Что касается создания грузового терминала, то для него на территории аэропорта есть достаточно места, и это не потребует масштабных инвестиций.

В целом имеющаяся в Донецке современная инфраструктура позволит до 2035 года нарастить пассажиропоток до 5,3 млн. человек в год. При этом при увеличении пассажиропотока до 2,5 млн. человек необходимо предусмотреть расширение коммерческих объектов в непосредственной близости от аэропорта. Речь идет о 4-звездочной гостинице, офисном центре, а также расширении торговых площадей и ассортимента внутри аэропорта. Для этого, по словам экспертов, не потребуются серьезные капиталовложения. А вот без тщательно выверенной маркетингововй политики и длительных переговоров не обойтись.

Современная инфраструктура аэропорта в Донецке позволит до 2035 года нарастить пассажиропоток до 5,3 млн. человек в год без серьезных дополнительных капиталовложений.


Относительно перспектив создания в Донецке аэропорта-хаба, то на сегодняшний день они весьма туманны. В своей территориальной зоне покрытия, откуда возможно собирать пассажиров, наш аэропорт не испытывает острой конкуренции со стороны Мариуполя, Луганска, Запорожья. Единственным серьезным конкурентом можно считать только аэропорт Ростова-на-Дону. А в части транзитных перево­зок у Борисполя гораздо более сильные стартовые позиции. «Если честно, то в нынешних условиях два хаба для Украины многовато», – считает менеджер компании «Аэро Консалтинг Вена». К тому же, как показывает практика, одним из главных условий успешного развития таких аэропортов является наличие мощной базовой авиакомпании. Отвечая на вопросы председателя постоянной комиссии областного совета по вопросам экономической политики, бюджета и финансов Татьяны Агеевой о том, может ли стать базовым перевозчиком зарубежная авиакомпания и какая форма собственности наиболее эффективна для аэропорта, Юрий Рубанов сказал, что подобные перспективы также следует рассматривать, но с некоторыми условиями. Прежде всего по украинскому законодательству для того чтобы базироваться в отечественных аэропортах, иностранные компании должны зарегистрировать в Украине дочернее предприятие. Что же касается форм собственности, то большинство крупных аэропортов в Европе долгое время дотировались государством. Некоторые, например, аэропорт Мюнхен, продолжают оставаться в госсобственности. Аэропорт Донецк на сегодняшний день является прибыльным предприятием, и решение о его дальнейшей судьбе необходимо принимать с учетом этого немаловажного фактора.

В то же время частично идеологию транзитного аэропорта можно и даже нужно развивать, привлекая в Донецк авиаперевозчиков из Азии. Параллельно надо развивать внутренние перевозки и работать над повышением интереса к региону у зарубежных туристов и деловых партнеров, что также скажется на увеличении пассажиропотока.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ, фото автора
Вернуться назад