Заблудиться в мобильных сетях

Заблудиться в мобильных сетяхУкраинский телекоммуникационный рынок дождался ясности в вопросе миграции абонентов от одного оператора мобильной связи к другому. Как обычно, это произошло уже после того как большинство абонентов выбрало для себя тактику наличия как минимум двух симкарт ведущих компаний, чтобы экономить на внутрисетевых звонках. Теперь же, позвонив по знакомому коду, можно попасть… на тариф чужого оператора.

В Украине 20 декабря начинает действовать услуга изменения мобильного оператора без изменения номера (MNP). Что это значит? Все просто: если тарифы или уровень обслуживания текущего оператора вас почему-то не устраивают, можно уйти к другому. Схема перехода также не предусматривает сложности. Необходимо просто оставить заявку на сайте оператора или отправить SMS. И ваш номер в течение 24 часов изменит прописку. Причем, сохранится не только сам номер, но и трехзначный код.
По словам Виктории Рубан, начальника отдела связей с общественностью «МТС-Украина», услуга сохранения номера обеспечит абоненту максимальную свободу в выборе оператора. И даже если ею будут пользоваться лишь одиночные абоненты, это большой шаг вперед. Но чтобы не дискредитировать идею еще на старте, необходимо обеспечить корректное и эффективное взаимодействие между всеми операторами, а также администратором базы данных переходов, тщательным образом отработав механизм услуги: «Если у абонентов, которые захотят сохранить номер, возникнут сложности, неудобства, ограничения в работе, будет теряться смысл такого перехода».

Сюрприз для звонящего

В процессе мобильной миграции номер телефона сохраняется полностью, вместе с трехзначным кодом. С одной стороны, вам не нужно оповещать друзей и коллег о смене номера. Но с другой стороны, невозможно будет точно определить, какой именно оператор обслуживает того или иного абонента. Следовательно, трудно предусмотреть стоимость разговора с ним.

Не секрет, что разговоры в пределах одной сети значительно дешевле. Нередко даже бесплатные. А потому украинские пользователи мобильной сети преимущественно имеют минимум по два телефона с карточками разных операторов. Несколько «нулевых» тарифов в кармане удешевляют стоимость связи до минимума. Но после введения услуги MNP у многих абонентов могут возникнуть незапланированные расходы.

Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению бизнеса компании «Киевстар», объясняет, что этим вопросом должен заниматься сам оператор. Но как именно, точно неизвестно: «Сложно сказать, как именно оператор должен информировать абонентов – голосовым сообщением, SMS или как-то иначе. В любом случае код сети уже не будет признаком принадлежности к тому или другому оператору. И это создает некоторые сложности в определении стоимости звонков для клиентов, звонящих по нулевым или дешевым тарифам».

Следовательно, теперь понятно лишь то, что решить проблему информирования абонентов возможно исключительно совместными усилиями всех операторов мобильной связи.

Прогноз на мигрантов

Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), определила будущего администратора услуги перехода между мобильными операторами с сохранением номера (MNP). Им станет консорциум «Украинский центр поддержки номеров и адресов», созданный Украинским государственным центром радиочастот (УГЦР) и Украинским сетевым информационным центром (УСИЦ). Фактически – это объединение госструктур и ряда общественных организаций.

По оценкам его директора Юрия Гончарука, для того чтобы услуга заработала, на первом этапе придется инвестировать 40 млн. грн. на запуск системы. Вернуть их консорциум сможет достаточно быстро – за администрирование централизованной базы данных номеров он будет брать с операторов плату за каждый входящий звонок на перенесенный номер. По словам Гончарука, плата составит «несколько копеек» за каждый звонок.

В процессе мобильной миграции номер телефона сохраняется полностью, вместе с трехзначным кодом. По­этому точно определить, какой именно оператор обслуживает того или иного абонента будет очень сложно.


Конечно, ожидать массовой миграции абонентов вряд ли стоит. Вероятнее всего, это приведет к усилению конкуренции и «выравниванию» тарифов. Ведь увеличится заинтересованность операторов как в сохранении абонентской базы, так и в поощрении чужих клиентов.

Виктория Рубан объясняет, что в странах Евросоюза услугой пользуется не очень много абонентов: «Например, в Великобритании за 8 лет перешло 8% абонентов – по 1% в год. В Германии за 4 года – всего 1%. Исходя из европейского опыта и сегодняшних реалий украинского рынка, количество абонентов, которые воспользуются услугой, вряд ли превысит 3-5%».

Таким образом, при тарифе в 0,01 грн. за каждый звонок администратор центральной базы данных только на «Киевстаре», МТC и «Астелите» может заработать около $3,6 млн. в год. При этом, по словам специалистов, на операционную поддержку системы должно хватить и $500 тыс. в год.

Дополнительным сдерживающим фактором станет окружение каждого абонента. Конкурирующий оператор может предложить максимально выгодные условия. Но если ваши друзья и родственники не поддержали инициативу, маловероятно, что такой переход будет выгодным.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад