Прокофьевские вечера в Донецке

Прокофьевские вечера  в Донецке
Год Сергея Прокофьева в Донбассе продолжается, а потому возможность насладиться прекрасной музыкой великого композитора жителям города представится еще не раз. Между тем 28 и 29 октября в Донецкой областной филармонии впервые в Украине были исполнены все фортепианные концерты автора.

Фортепианные концерты с оркестром, приуроченные к 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева, 20-летию «Конкурса молодых пианистов на родине Сергея Прокофьева» и к двадцатилетию пребывания заслуженного деятеля искусств Украины профессора Вячеслава Бойкова в должности заведующего кафедрой специального фортепиано ДГМА имени С. С. Прокофьева, вызвали неподдельный интерес. 300 мест из 446 было отведено для обычного зрителя и только 146 билетов разосланы в качестве пригласительных на музыкальные вечера.

В концертах 28 и 29 октября принял участие Академический симфонический оркестр имени С. С. Про­кофьева под управлением главного дирижера – заслуженного деятеля искусств Украины Александра Долинского. Солировать выпала честь молодым донецким пианистам, лау­реатам всеукраинских и международных конкурсов Ирине Заярной, Андрею Степаненко, Михаилу Ткачеву, Алексею Коваленко и Алексею Балджи.

Творческий подвиг

За полтора часа исполнения программы сольного концерта пианист пальцами «перекидывает» до полутора тонн груза. При этом он испытывает колоссальные эмоциональ­но-психологические нагрузки. Заведующий кафедрой специального фортепиано Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева Вячеслав Бойков отмечает, что с точки зрения науки быть пианистом-исполнителем – самый сложный вид человеческой деятельности. Кроме того, чтобы стать хорошим музыкантом, пианис­ту предстоит учиться всю жизнь.

Вячеслав Бойков сравнил исполнение произведений Прокофьева с перепечатыванием стихов Маяковского: лесенки, разбивки слов, игра рифмами, и, что сложнее всего, одновременное печатание 8-10 строчек. «Как для оркестра, так и для молодых музыкантов наиболее сложны концерты №4 и №5, потому что они реже играются. Кроме того, их сочинение выпало на период, когда Прокофьев, как он пишет в своих дневниках, «искал новую простоту». Но почему-то его «простота» оказалась необычайно сложной. Это та музыка, которую нельзя сразу полюбить, – рассказывает Вячеслав Григорьевич. – В то время как концерты №1, №2 и №3 – мировые шедевры, которые всегда на слуху».

Война и мир

«Чтобы получить удовольствие от музыки Прокофьева, во время концерта должно быть соблюдено самое главное условие – очень хорошее исполнение, – признается дирижер Александр Долинский. – Если исполнять Прокофьева с малейшей погрешностью, он уже не доставит удовольствия. Это очень сложный композитор, и его всегда сложно играть».

Звучание концертов для обычного зрителя предстало в образе войны и мира, когда на общем фоне игры оркестра выбиваются звуки фортепиано, куда-то стремительно рвется мелодия. А в моменты достижения гармонии между инструментами открывается удивительная красота музыки, которая еще несколько секунд назад казалась хаосом.

Вечера музыки Сергея Прокофьева не остались без внимания официальных лиц. В первый день концерта Донецкую областную филармонию посетил начальник управления культуры и туризма Донецкой областной государственной администрации Николай Пташка, а почетным гостем второго, заключительного вечера стала супруга президента Украины Людмила Янукович.

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад