Низкая дорожная эффективность

Низкая дорожная эффективностьЕсли раньше процесс, не приносящий результата, можно было обозначить словосочетанием «уходит как вода в песок», то в нынешних украинских реалиях его можно изменить на «деньги просочились в асфальт». На этой неделе о крайне низкой эффективности ремонта автодорог и связанных с этим злоупотреблениях рассказали в МВД Украины. В числе «отличившихся» была названа и Донецкая область.

Куда уходят деньги

В первом полугодии 2013 года убытки от уголовных правонарушений в сфере автодорожного хозяйства составили более 151 млн. грн. Об этом в ходе брифинга в Киеве заявил заместитель начальника Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины Александр Сидоров.

«За шесть месяцев текущего года было выявлено 333 уголовных правонарушения (в сфере автодорожного хозяйства. – Прим. автора), из них 73 – по факту злоупотребления должностными лицами структурных подразделений служб автомобильных дорог», – сказал он.

По его словам, 26 правонарушений повлекли за собой убытки на общую сумму более 500 тыс. грн., 18 правонарушений – на сумму более миллиона гривен. «Общая сумма убытков от уголовных правонарушений составила более 151 млн. грн.», – подчеркнул Александр Сидоров.

В органах внутренних дел отмечают, что в суд направлено 46 уголовных дел.

В Департаменте государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины назвали наиболее распространенные нарушения на объектах строительства автодорог являлись.

Среди них: превышение стоимости и объемов выполненных работ, использование некачественных материалов, внесение неправдивой информации в акты выполненных работ, привлечение в качестве субподрядчиков коммерческих предприятий с признаками фиктивности, нецелевое использование бюджетных средств и несоблюдение технических норм и стандартов в ходе ремонта и сооружения объектов дорожной инфраструктуры.

Распространенным способом хищения бюджетных средств в системе автодора в 2013 году стала добыча песчаной смеси без получения соответствующих лицензий, разрешений и уплаты налога на недра и дальнейшее использование его во время ремонта и строительства автодорог. При этом средства, предусмот­ренные на закупку этого сырья, перечисляются на предприятия с признаками фиктивности и присваиваются. – Такие преступления уже задокументированы в Черниговской, Харьковской, Днепропет­ровской, Николаевской, Донецкой и Житомирской областях. Общая сумма убытков по таким преступлениям составила 5,5 млн. грн.», – отметил Александр Сидоров.

Среди последних сообщений право­охранительных органов нашего региона о злоупотреблениях в этой сфере можно отметить информацию прокуратуры Донецкой области о выявленных в Горловке нарушениях при проведении тендеров на ремонт дорог. «По результатам проверок установлено, что членами комитета по конкурсным торгам департамента жилищно-коммунального хозяйства Горловского городского совета допущены существенные нарушения законодательства. В частности, грубо нарушены принципы максимальной экономии, объективности и непредвзятости при определении компаний-победителей, которые не отвечали квалификационным требованиям, установленным Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок».

Таким образом, в результате прокурорского вмешательства удалось предотвратить незаконное расходование средств субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на сумму более 1,5 млн. грн., отменено три нормативно-правовых акта в сфере государственных закупок, к дисциплинарной ответственности привлечены пять должностных лиц органов местного самоуправления.

Объемы и результаты

Еще до того как Верховная Рада ушла на каникулы, в Кабинете министров разработали способ переложить часть ответственности за дороги на местную власть. Согласно законопроекту дороги государственного значения остаются в ведении центральной власти, а содержание дорог местного значения, которых в стране большинство, – переходят в ответственность областных государственных администраций. Правда, данный документ не содержит механизма перераспределения средств, выделенных на ремонт дорог. Напомним, что после отмены транспортного сбора содержание автодорог заложили в виде акциза в стоимость топ­лива. При этом добиться от государственных чиновников точной цифры, которую собирают от данного вида сбора, весьма проблематично. По оценкам экспертов, речь может идти о 20-30 млрд. грн. в год. В таком случае возникает закономерный вопрос: почему, утверждая смету на ремонт дорог весной текущего года, Кабмин распределил (на бумаге) только 7,7 млрд. грн.? Ведь по самым скромным подсчетам, если бы дорожные деньги в полном объеме пошли на строительство и ремонты, то в стране было бы уже проложено 20 тыс. километров качественного дорожного полотна. Пока же мы чаще всего наблюдаем бесконечное «штопание дыр» – ямочный ремонт. Да и тот после весенней кампании по заделыванию катастрофичного количества дорожных ям постепенно сошел на нет.

Без озвучивания конкретных цифр, механизмов финансирования и эффективного контроля использования денег, выделяемых на ремонт дорог, передача их под ответственность местным властям выглядит не более чем способом переложить решение проблемы на чужие плечи. Получится, что местные власти будут отвечать за состояние автодорог, а деньги на их ремонт – ожидать до очередного решения из столичных кабинетов.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад