Не место для рекламы

Не место для рекламыДля предотвращения автомобильных аварий Минис­терство внутренних дел Украины решило бороться не только с нарушениями правил дорожного движения, но и с… билбордами. По мнению ведомства, с которым уже согласился Кабинет министров, засилье рекламных конструкций является одной из причин дорожно-транс­порт­ных происшествий.

Над дорогами в Украине размещено около 40 тысяч рекламных конструкций или 90% всей внешней рек­ламы. Введение серьезных ограничений может в разы уменьшить объемы рынка, однако в МВД считают, это поможет также снизить количество аварий. Еще недавно подобные высказывания можно было услышать разве что от водителей, многие из которых твердо убеждены, что обилие рекламных щитов вдоль дорог отвлекает от дорожных знаков и ситуации на дороге.

На сегодня обсуждаются две версии решения проблемы – жесткая и компромиссная. Первая предполагает демонтаж 90% всех рекламных конструкций в стране, вторая – 40-50%. Характерно, что второй законопроект разрабатывался при участии крупных рекламных компаний (кстати, годовой объем этого рынка оценивается в 1,2 млрд. грн.). Следовательно, даже они косвенно признают ненормальность создавшегося положения.

Надо отметить, что гигантское количество внешней рекламы не присуще европейским странам. Там значительно меньше «наружки» как на трассах, так и в населенных пунктах. В Украине также есть города, где рекламы заметно меньше. Однако в большинстве случаев стремление наполнить местный бюджет (источников и так совсем немного) перевешивает желание не портить внешний вид города. Больше всего доходов от размещения рекламы получает Киев, за 2012 год на рекламных щитах столица заработала около 100 миллионов гривен.

Жесткое решение

Законопроект «О размещении наружной рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, а также улицах и дорогах городов и других населенных пунктов» предполагает запрет размещения наружной рекламы над проезжей частью автодорог общего пользования, на расстоянии менее десяти метров от края проезжей части, на опорах дорожных знаков и фонарей, в зонах транспортных развязок, мостов, а также – в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. Нетрудно предположить, что введение таких ограничений вынудит операторов отказаться от использования большей части площадей.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о необходимости обеспечить безопасность дорожного движения (хотя в статистической информации о количестве ДТП и их причинах реклама никогда не фигурировала). Упоминается и Национальный план действий по внедрению экономических реформ на 2010-2014 годы, в котором констатируется необходимость гармонизации украинского законодательства о наружной рекламе с европейским.

Компромиссное решение

Поскольку рекламных носителей в украинских городах совершенно неимоверное количество, данная инициатива – не первая. Скажем, еще два года назад парламентский комитет по вопросам свободы слова и информации подготовил поправки к Закону «О рекламе», предусматривающие размещение рекламных конструкций вдоль дорог в городской черте на расстоянии 50-75 метров друг от друга, а за пределами городской черты – на расстоянии до одного километра. По подсчетам специалистов, это приведет к сокращению наружной рекламы в городах на 40-50%.

В последний раз правила размещения внешней рекламы за пределами населенных пунктов менялись немногим более полугода назад. Тогда, например, было установлено, что расстояние между опорами рекламных конструкций, размещенных вдоль автомобильных дорог общего пользования, не может составлять менее 100 метров.

Редкое единодушие

Сергей Марихин, водительский стаж – восемь лет:


– Я считаю, что они действительно отвлекают. Просто не обращать внимания не получается, если что-то заинтересовало, начинаешь рассматривать. Это отвлекает и в городе и на трассе. Более того, иногда смотришь, чтобы билборды не упали на дорогу. Были прецеденты, например, на Текстильщике, когда ветер дунул и щит упал на дорогу. Теперь каждый раз едешь и смотришь, надежно ли он закреплен.

Сергей Переведенцев, водительский стаж – 12 лет:

– В городах, где огромный поток движения, иногда зачитываешься, можешь не заметить светофоров, знаков. Меня, скажем, интересуют автомобили, и я могу отвлечься на то, чтобы посмотреть цену. Смотришь, а ты уже поехал на «красный», резко затормозил или еще как-то нарушил правила. Рекламу можно размещать там, где меньший поток движения, хотя это, конечно, невыгодно рекламодателям.

Вадим Сергеевич, водительский стаж – 11 лет:

– Меня рекламные щиты особо не отвлекают, так как мое внимание полностью сосредоточено на дорожной обстановке, однако я бы тоже их убрал, поскольку считаю, что они отвлекают других. Слишком много информации для водителей. Я тоже могу воспринять рек­ламную информацию, но она все равно находится на периферии моего внимания. Если не ошибаюсь, в Москве уже начали убирать рекламные щиты, потому что они отвлекали.

Александр Масляев, водительский стаж – 30 лет:

– Первое время реклама меня очень сильно отвлекала, а потом просто не обращаешь внимания. Кто-то может сказать себе: «Не надо туда смотреть», – и не смотрит, а кого-то реклама очень сильно раздражает. Учитывая же, сколько «блондинок» у нас ездит за рулем… Они не отвлекаются, только когда им надо поговорить по мобильному телефону. Реклама скрашивает серость, но отвлекает водителей. Кроме того, бывают ситуации, когда она закрывает дорожные знаки.
Вернуться назад