Развитие воздушных путей

Развитие воздушных путейАвиационное сообщение в Украине развивается. Однако процесс этот идет далеко не так эффективно и не всегда в нужных направлениях. Успехи, которые демонстрирует международный аэропорт Донецк, являются исключением из этого правила. Однако и здесь рост пассажиропотока происходит прежде всего за счет международных рейсов.

Накануне летнего сезона украинские авиакомпании получили разрешения на открытие 60 новых рейсов. Таковы результаты конкурса, проведенного Министерством инфраструктуры и Государственной авиационной службой. Комиссия рассмотрела заявки таких авиакомпаний: «Международные авиалинии Украины», «Эйр Оникс», «Визз Эйр Украина», «Днип­ро­авиа», «ЮТейр Украина», «Хорс», «Авиатранс К», «Роза Ветров», «Аэро-Чартер». Большинство из них просили права на воздушные линии в Испанию, Грецию, Италию и Россию.

Донецкая география маршрутов

Что касается международного аэро­порта Донецк им. С. Прокофьева, то расширение географии полетов является для него одной из приоритетных задач. Поскольку это позволяет наращивать пассажиропоток. По данным администрации, только в мае текущего года услугами аэропорта имени С.Прокофьева воспользовались 95 тыс. 245 пассажиров, что на 18% превышает прошлогодние показатели.

Уже в начале июня в международном аэропорту Донецк открыт первый рейс авиакомпании «Авиалинии Харькова». Этот авиаперевозчик будет осуществлять перелеты по маршруту Донецк – Монастир (Тунис) каждую пятницу на самолете Boeing-737. Помимо Туниса, харьковская авиакомпания будет осуществлять рейсы из Донецка в Шарм-эль-Шейх (Египет), Анталию (Турция), Ираклион (Греция). В планах у донецкого аэропорта совместно с «Авиалиниями Харькова» – открытие маршрутов еще по ряду направлений.

Анализируя структуру пассажиропотока в донецком аэропорту, следует отметить, что доля пассажиров, обслуженных на международных рейсах, составила 77%. По сравнению с маем 2012 года доля международного сегмента пассажиропотока возросла на 7 пунктов, что связано с насыщенной летней чартерной программой в международном аэропорту Донецк, а также с тем, что из 1512 обслуженных рейсов доля международных составляет 59%.
В то же время на государственном уровне считают, что рынок авиаперевозок в Украине развивается односторонне.

Нет маршрутов в своем отечестве

В частности, речь идет об отсутствии положительной динамики на внутренних пассажирских авиаперевозках. Для того чтобы стимулировать авиакомпании, развивать и этот рынок, в правительстве рассматривают возможность увязать выдачу разрешений на осуществление рейсов по наиболее рентабельным направлениям с менее выгодными внутренними рейсами. Это предусмотрено новыми правилами назначения авиакомпаний на маршруты, утвержденными Минис­терством инфраструктуры, которые зарегистрированы Минюстом 18 мая и в июне должны вступить в силу.

Между тем такой вариант вряд ли сможет заинтересовать даже те авиакомпании, которые нуждаются в получении ряда наиболее популярных рейсов. И, в первую очередь, по причине отсутствия у них необходимого парка воздушных судов. Как не раз отмечали представители той же лоу-кост компании «WizzAir Украина», открывая свои международные рейсы в Донецке, осуществлять внутренние авиарейсы их самолетами вместимостью 180 мест – нерентабельно. Для того чтобы данный вид перевозок имел экономическое основание, необходима не только загрузка самолетов, но и частота рейсов по одному маршруту, чего в настоящий момент обеспечить в условиях украинского рынка и цен на авиаперевозки нельзя.

Чтобы стимулировать авиакомпании, развивать внутренние авиаперевозки, Кабмин рассматривает возможность увязать выдачу разрешений на наиболее рентабельные направления с менее выгодными внутренними рейсами.


Чтобы внутренние рейсы стали более привлекательными для населения и пассажиропоток в региональных аэропортах увеличился, необходимо в первую очередь снизить стоимость билетов. «Мы слышим справедливые замечания: почему билет Львов – Мюнхен стоит дешевле, чем на рейс Киев – Львов. Ответ очень прост: Львов – Мюнхен заправляется без НДС на топливо – это почти 40% стоимости билета, сам билет Львов-Мюнхен продается без НДС. Вот вам разница в цене», – говорил еще год назад тогдашний министр инфраструктуры Борис Колесников. Осенью он даже уверял, что НДС на внутренние авиаперевозки в Украине, возможно, отменят с 27 марта 2013 года, когда вступит в действие летнее расписание полетов. Ссылался он также на поручение президента об отмене НДС на авиатопливо и вззять авиабилет на внутренние рейсы. Однако пока эти изменения так и не произошли.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад