Лента новостей

13:05
В ЛНР заявили, о возможности мира на Донбассе
13:03
В России призывают покупать недвижимость в Л/ДНР
12:36
Ванга предсказала на 2022 год объединение двух государств
12:32
Без каких продуктов организм быстро стареет: диетолог дала ответ
12:26
«Инвестор» донбасских заводов. Почему Л/ДНР активно «пиарят» Юрченко
11:59
США введут санкции против Пушилина и Пасечника
11:55
Будет еще один Майдан, после которого вернется Крым: внучка известного мольфара поделилась предсказанием
11:48
Электричество, газ или вода: украинцам рассказали, какие коммуслуги подорожают сильнее всего в 2022
11:47
Не вставая с любимого кресла: украинцам рассказали, как проверить стаж прямо дома - инструкция
11:40
«Большой войны» еще нет, а проблемы в России уже начались
10:05
Чем занимается омбудсмен в ДНР?
09:46
Что будет, если в Украине начнется война. Как себя будет вести Россия, что произойдет
09:41
Эрдоган пригласил Зеленского и Путина в Турцию, чтобы уладить разногласия
09:39
Украинцев ждет фантастическое лето: синоптик рассказал, какой будет погода в июне, июле и августе
09:06
Резкий скачок доллара и евро: 19 января валюта устроит серьезную "взбучку" гривне – прогноз НБУ
09:04
"Налоговая скидка" для родителей: украинцам рассказали, как вернуть деньги за обучение детей - инструкция
09:02
"Что-то скрывает": Алла Пугачева показала фото с перекошенной левой частью лица
08:50
В Украине обозначили цель Путина. "Он будет действовать чужими руками"
08:38
Вспышка случаев. В Украине почти 13 тысяч новых заражений COVID и 163 смерти
08:34
241 человек за сутки. В ДНР опубликовали свежую статистику по коронавирусу
08:03
В Украине заявили о возможной провокации в Донецке. Может случится обстрел мирных жителей
08:00
Связывает две части Украины. Назвали самый популярный ЖД маршрут в Украине
07:54
Консервы – готовая пища на года
07:52
Новые велики 2022 года
07:49
Сегодня Крещение Господне: великий церковный праздник 19 января – народные приметы и запреты
07:47
Штрафы, налоги и возвращение техосмотра: шесть основных нововведений для украинских водителей в 2022 году
07:40
День, когда проявляются неприятные человеческие качества: гороскоп для всех знаков Зодиака на 19 января
07:38
Зима покажет свою силу: на Крещение 19 января в Украину ворвутся лютые морозы – прогноз Диденко
07:35
Должен знать каждый: Минздрав назвал основные симптомы "Омикрона"
07:33
Зеленский предупредил об ударе: Россия готовится "защищать русских граждан" в Украине
07:31
Украинцам разослали "двойные" платежки за газ: что известно о дополнительном тарифе
07:30
Заплатим сполна: украинских водителей известили о новом налоге и штрафе
07:27
Бесплатные бонусы: пассажирам "Укрзализныци" напомнили, за какие услуги не надо платить
07:25
Даже внимание не обращаем: названы неочевидные симптомы рака желудка
07:22
Дойдет до метели и ледяных дождей: украинцев разочаровали погодой на неделю
07:20
Если есть эти 5 симптомов, бегите к врачу: Минздрав срочно обратился к украинцам
19:36
Вакцинация в Л/ДНР: гордиться нечем
18:59
КПВВ между Украиной и ЛНР готовы к открытию, но есть одна проблема
18:42
Как работает пункт COVID-вакцинации на КПВВ "Станица Луганская"
18:02
Опасный вирус "омикрон" уже в Донецкой области. Сколько уже заболело
17:59
В Украине дали ответ, будет ли силовая операция на Донассе
17:57
Квадратные метры стали "золотыми": в Украине изменились условия купли-продажи жилья – что нужно знать
17:55
Сэкономить не получится: украинцев ждет "сюрприз" в платежках за газ – "приплюсуют" кучу кубометров
17:40
Экскурсия во дворец Альбертина
14:23
Уже не пандемия, а кое-что похуже: над Европой нависла новая угроза. Сколько это продержится
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Евросоюз поддержит речное судоходство в Украине

Евросоюз поддержит речное судоходство в Украине

Евросоюз поддержит речное судоходство в Украине, но только в объёмах, необходимых для сохранения инфраструктуры в работоспособном состоянии. В частности на ремонт днепровских шлюзов может быть направлено 108,3 млн грн. Сегодня государство наскребает едва ли треть необходимых ассигнований. Десятки миллионов тонн перевезенных грузов, возрождённые сёла, новые рабочие места, минимизация транспортных расходов и экологическая реабилитация рек — всё это можно получить, возобновив речное судоходство.

Ход ладьёй


Освоение европейского континента издревле шло по рекам. До наступления эры железных дорог реки и соединяющие их каналы представляли целую транспортную систему и обеспечивали экономическую цельность Европы. «Из варяг в греки» купцы ходили реками будущей Украины, а сам торговый путь стал экономической основой формирования и развития Киевской Руси.

Теоретически сейчас по европейской системе рек и каналов можно провезти груз от Атлантики до Урала. Другое дело, что не все страны поддерживают в должном состоянии доставшуюся в наследство инфраструктуру. В Западной Европе с этим порядок. Один из последних крупных европейских проектов — канал «Рейн — Майн — Дунай», связавший Атлантику с Чёрным и Балтийским морями, запущен в 1992 году. Он соединил крупнейшие транспортные речные системы: северо-западную на базе Майна и Рейна и юго-восточную — Дунайскую. Продолжение генерального плана предполагает развитие сети речных терминалов сжиженного природного газа и перевод на него речного транспорта. Чехи вынашивают идею строительства канала «Одер — Дунай — Эльба», желая перетянуть на себя транзитные потоки. А Украина уже имеет все возможности для этого.

Пущенные на самотёк


Развитая речная логистика — признак развитой экономики. По рекам и каналам США перевозятся порядка 30 % зерна и около 20 % энергетического угля.

Днепр, Дунай, Южный Буг, Десна могли бы вернуть себе статус речных артерий страны, а Киев — стать портом двух морей. Речной коридор Е-40 и «Большая дуга» (см. ноябрьский номер BZ) способны интегрировать украинскую речную логистику в общеевропейскую. Они могут изменить экономическую географию и дать заметный мультипликативный эффект. Представьте, что Днепр, как Рейн, пропускает 350–400 млн тонн грузов в год. Это сопоставимо с годовыми объёмами «Укрзализныци», которая по итогам 2016-го перевезла 344,3 млн тонн грузов.

Перевозки десятков миллионов тонн грузов по рекам кажутся фантастикой, но они вполне достижимы. Это уже доказывает на практике одна настойчивая компания. «Нибулон», один из крупнейших отечественных сельхозпроизводителей, углубил русло Южного Буга, наращивает флот и перевалочные мощности. Компания вышла на объёмы перевозки порядка 2 млн тонн сельхозпродукции по Днепру и Южному Бугу. Но пока это движение в одном направлении и одного типа грузов: доставка зерновых в сторону Чёрного моря.

Е-40 — это водный путь длиной 2000 км, соединяющий Балтийское и Чёрное моря через Польшу, Беларусь и Украину. Базовую сетку создают реки Висла, Западный Буг, Припять и Днепр, причём важнейшее значение имеет расположенный на территории Беларуси Днепровско-Бугский канал. Сегодня несудоходен участок Западного Буга от Варшавы до Бреста. Серьёзной реконструкции и дноуглубления требуют инфраструктурные объекты и большие отрезки украинской части Днепра. С 1990 года водные пути с необходимыми глубинами по Украине «усохли» с 3,1 тыс. км до 1,2 тыс. км.

Грузиться по-новому


Но даже если политическая воля явит себя, финансы будут найдены, а прогнозируемый экологический ущерб от реализации нынешних вариантов возвращения глубин Припяти и других рек будет минимизирован, остаётся вопрос о привлечении грузопотоков. Плавание вхолостую вверх по течению сделает проект сомнительным в плане рентабельности. Можно мечтать, что из Чёрного моря по рекам в северную Европу пойдут контейнеры Нового шёлкового пути. Но они не пойдут, если этот путь не показать во всей его красе. Первопроходцами должны стать белорусские, украинские и польские экономические агенты. Белорусы могут сплавлять удобрения, украинцы — отправлять вверх баржи с зерновыми. В обе стороны могут идти сырьё и стройматериалы. Оптимальный вариант — ориентация на контейнерные перевозки. Сегодня в танк-контейнерах могут поставляться и жидкие грузы.

Не факт, что следует вкладывать средства в дорогостоящие проекты плотин на Припяти для контроля уровня воды и захода судов с более глубокой осадкой. Пришло время искать технологичные решения. Использование грузовых прицепов и барж на воздушной подушке нивелирует проблему мелководья и перевозок в межсезонье. На таких баржах можно перевозить грузы и по льду, и по полям.

По течению и против


Преимущества и недостатки водного транспорта хорошо известны. С одной стороны, большая пропускная способность, низкая себестоимость; с другой — зависимость себестоимости от глубины реки и направления движения (по течению или против), сезонность перевозок и низкая скорость. Тем не менее прошлым летом внутренние речные перевозки оказались рентабельнее авто и ж/д. Весовой контроль на шоссе вынудил платить больше за перемещение грузов фурами. В выигрыше вроде бы оказались железнодорожники: вагоны начали заказывать на короткие расстояния, где раньше выгоднее были грузовики. Но это обострило дефицит вагонов-зерновозов. Реки могли бы снять возникшее напряжение. Если бы были к этому готовы…

Тарифная политика способна убить даже самые блестящие перспективы. Цена шлюзования, подъёма пролётов мостов и экологические сборы рубят конкурентные преимущества на корню. Нужны сквозные тарифы для стран — участниц речных логистических проектов и другие регулятивные нормы, которые пока остаются на уровне дискуссий вокруг долгожданного и по-прежнему спорного законопроекта о внутреннем водном транспорте.

Zavarnik

Культура, Общество


Добавьте комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх