Соблюдение валютных ограничений, установленных Нацбанком Украины, обходится предпринимателям в кругленькую сумму — около полумиллиарда гривен в год. Не слишком ли дорогая цена за искусственное поддержание мнимой стабильности отечественного валютного рынка? Дороговато будет!
Закручивание валютных гаек началось с долларовой лихорадки 2014 года и на то время было вынужденной мерой стабилизации. А сегодня эта тема уже капитализируется в огромную сумму, которую платит бизнес за условную стабильность. Имеющиеся ограничения не устраивают ни самого регулятора, ни банки, ни бизнес, и оставить их нельзя, а отменить — страшно. Незначительные послабления проблему не решают; для полноценной работы валютного рынка требуется снятие всех ограничений.В существующих условиях бизнес несёт лишнюю нагрузку, в том числе финансовую: на его плечи ложится 70 % процедур, связанных с регулированием рынка валюты. По подсчётам Артёма Рафаэляна, проектменеджера компании EasyBusiness, на это ежегодно тратится примерно 0,5 млрд грн. В эту сумму входят расходы на обязательные платежи, лицензии и другие разрешительные документы, а также оплата их оформления. Общие потери ВВП от бюрократических проволочек эксперт оценивает в 2,8 млрд грн.Ограничения в использовании валюты прямо влияют на желание инвестировать в Украину. Сегодня инвесторы лишены права выводить из страны дивиденды в валюте. Это резко снижает конкурентные возможности страны в борьбе за приток инвестиций. По данным World Bank, Украина входит в число стран, которые минимизируют свою инвестиционную привлекательность именно наличием критических валютных ограничений.К слову, почти 70 % иностранных инвестиций, которые поступили в 2015 году в Украину, представляют собой докапитализацию зарубежными банками своих украинских «дочерей».
Недовольны все?
Не лучше обстоит дело и с нынешними правилами для физлиц. Большинство банкиров считают, что ставить рамки для покупки инвалюты через кассы банков давно потеряло всякий смысл. Да и пенсионные 2 %, которые взимают финучреждения при наличном обмене валюты, сделали их практически неконкурентоспособными по сравнению с условиями чёрного рынка.По мнению главы UniCredit Bank Тамары Савощенко, давно пора отменить ограничения на снятие депозитов. Банки уже переориентировали клиентов на вклады до востребования и заинтересовали их валютными сертификатами, на которые ограничения не распространяются. Также, считает Савощенко, нужно снять запрет на вывод дивидендов. Это практически не скажется на рынке, поскольку из-за кризиса их размер будет минимальным, но даст позитивный сигнал инвесторам, которые просто боятся заводить деньги в Украину.Недовольны банкиры и работой на межбанке. Объёмы торгов значительно сократились и поддерживаются в основном за счёт интервенций НБУ. Практически они во многом и определяют курс валют на текущей торговой сессии. Таким образом, НБУ из регулятора превращается в торгового брокера, имеющего неограниченные финансовые возможности.
По мнению НБУ...
НБУ считает свои действия правильными и соответствующими реальной ситуации на рынке. Либерализация рынка — это хорошо, но постепенно и с оглядкой на «дорожную карту» МВФ. Как заявил замглавы НБУ Владислав Рашкован, соответствующий план был разработан в 2015 году, но реализовать его не удалось из-за политической нестабильности и приостановления контактов с главным кредитором. Каких-либо временных рамок нам не называют; более того, концепция грядущих послаблений ещё только разрабатывается. Но известно, что в рамках евроинтеграции Украина обязалась до 2019 года выполнить евродирективы относительно свободы перемещения капитала.По словам Рашкована, НБУ уже в этом году планирует начать снимать бюрократический компонент в разрешительных процедурах. Будут отменены около 60 регуляторных ограничений, что уменьшит расходы бизнеса примерно на 9 млрд грн в год.В первую очередь будут отменены также ограничения по экспорту, что даст возможность полноценно работать с западными партнёрами. Будут упразднены лимиты на переводы и внутренние операции. По мнению регулятора, это позволит устранить долларизацию экономики и чёрный рынок.Перечисленное вполне реально и не требует особых процедур. Однако с другими вопросами не всё так просто. Ещё нет окончательного понимания, чем заменить бумажный документооборот между регулятором и банками, в какой форме будет происходить обмен информацией. Есть и другие, чисто технические, вопросы.Либерализацию отечественного рынка валюты, по мнению НБУ, следует начать с дерегуляции ввода/вывода денег: ослабить ограничения по текущим счетам, далее — по передвижению капиталов. При этом дерегуляция должна начаться с бизнеса, после чего коснётся и физлиц. Конечной целью послаблений станет отмена всех запретительных мер для честного и прозрачного бизнеса, а оставшиеся должны работать на ограничение незаконного оттока капиталов, борьбу с отмыванием денег, финансированием террористов и тому подобными явлениями. С этим трудно не согласиться. Но остаётся открытым вопрос, когда эти благие намерения начнут воплощаться. Понятно, что провести валютную либерализацию невозможно без определённого негатива для рынка. И пора бы уже начать с пересмотра тех ограничений, отмена которых не повлияет на курсовые колебания и работу экономики. Пока НБУ будет ждать указки от МВФ, разработки концепции и тому подобного, и бизнес, и рядовые граждане будут оставаться заложниками дикого рынка.
Zavarnik