По данным Госстата за І квартал, экспорт в ЕС упал на 2,7 %. Как сухая статистика показывает реальную картину нашего сотрудничества с еврорынком?
Шаг вперёд, два назад?
Предыдущее правительство рьяно убеждало граждан и бизнес в том, что полноценное вступление в ЗСТ с Евросоюзом непременно усилит наши экспортные возможности и соответственно увеличит приток необходимой валюты.
И действительно, январь-февраль показали если не резкое улучшение, то по крайней мере замедление темпов падения примерно на 2 %. Казалось, ситуация действительно стабилизируется, и на фоне небольшого роста промпроизводства за последние три года (на 7,6 %) многие ожидали дальнейшего улучшения динамики экспортных показателей.
Тем не менее ожидания не оправдались: данные Госстата за I квартал оказались малоутешительными. Показатель украинского экспорта за этот период понизился до 2,7 %. При этом падение экспорта коснулось в разной степени практически всех основных партнёров Украины в ЕС: ФРГ (с 5,1 % до 0,5 %), Польши (с 9,3 % до 5,4 %), Голландии (с 7,1 % до 3,5 %), Италии (с 24,5 % до 14,2 %). А вот экспорт в Венгрию, наоборот, показывает динамику с 19,2 % до 23,2 %.
Похоже, и такой темп удержать становится всё сложнее. Львиная доля экспорта приходится на товары продгруппы, квоты по которым уже практически использованы. И если правительство не сможет убедить партнёров из ЕС в их увеличении, по итогам года цифры статистики по экспорту могут оказаться весьма нерадостными.
На сегодня еврорынок для многих украинских компаний ещё является неподъёмной ношей. Да, он даёт много возможностей для бизнеса, вместе с тем там присутствует и жёсткая конкуренция. При всём желании европейцев помочь Украине каждая из стран ЕС преследует свои корыстные цели, и лишние конкуренты им не нужны. А по многим позициям наши товары просто не выдерживают сравнения с теми, к которым привыкли в Европе. И даже программы, финансируемые ЕС и призванные облегчить выход наших компаний на его рынок, пока что реального эффекта не показали.
Работать над ошибками
Конечно, какие-то глобальные выводы о провале выхода на еврорынок делать ещё рано. По данным статистики, общий индекс падения экспорта за март затормозился с 21,3 % до 18,5 %. По информации от НБУ, за январь — март экспорт составил около $7 млрд, импорт — $8,6 млрд, а внешнеторговый дефицит — $1,6 млрд, что почти на 40 % больше, чем за такой же прошлогодний период.
Некоторые эксперты связывают такую ситуацию с потерями рынков северного соседа. Так, по мнению Александра Охрименко, РФ была для Украины крупнейшим партнёром и резкое снижение (на 38 %) в I квартале экспорта в эту страну стало основной причиной торгового дефицита. При этом эксперт считает, что рынок ЕС не сможет компенсировать Украине потерю российского рынка. Дело в разнице в спросе. Европу больше интересует сырьё и продовольствие, тогда как Россия покупала продукцию украинского химпрома и машиностроения, которые в ЕС не котируются.
Впрочем, многие украинские экспортёры и так больше тяготеют к рынкам третьих стран, расширяя своё присутствие на Ближнем Востоке и в Азии. Однако, учитывая географическую близость и сходство способов ведения бизнеса, нам всё-таки стоит работать над ошибками и внедряться в Европу.
Но пока что европейский рынок при всех его преимуществах кажется украинским компаниям слишком сложным. Чтобы преуспеть на нём, необходимо внедрять европейские стандарты качества и формы ведения бизнеса. Это в свою очередь требует от бизнеса определённых затрат, а также поддержки государства. Последнее обязано продвигать свой бизнес и товары на международном уровне всеми доступными методами. Со временем все эти действия дадут положительный результат и откроют украинскому бизнесу возможность экспортировать свой продукт и на глобальные мировые рынки.
Но времени на долгую раскачку и адаптацию украинский бизнес просто не имеет: очень скоро нас могут опередить те же китайцы, которые упорно пробивают себе дорогу на еврорынок без всяких там ЗСТ.
Zavarnik