Нацбанк Украины ожидаемо продлил действие основных валютных ограничений до марта 2016-го. Вместе с тем некоторые фигуранты валютного рынка неожиданно получили послабления. Каковы будут последствия этого для граждан и инвесторов?
Вместо послаблений — дополнительные запреты
В очередной раз не повезло компаниям, работающим во внешнеэкономическом сегменте. НБУ не решился отменить обязательную продажу 75 % выручки в иностранной валюте и расчёты по операциям не позднее 90 дней.
Не получили послабления и инвесторы-иностранцы. Так, оставлены ограничения на перевод за пределы страны их дивидендов, возврат инвестиций при выходе из участников резидента или уменьшение доли в уставном капитале. Продлён запрет на приобретение иностранной валюты с целью перевода за пределы Украины дохода от корпоративных прав в виде ценных бумаг украинских эмитентов.
До марта граждане не смогут покупать наличную валюту в эквиваленте свыше 3 тыс. грн и снимать валютные сбережения в эквиваленте свыше 20 тыс. грн. Без документального подтверждения нельзя перечислять за рубеж за 1 день валюту на сумму, эквивалентную 15 тыс. грн, а с подтверждением — 150 тыс. грн. Если кому-то повезло в своё время получить кредит от нерезидента в инвалюте, то погашать его досрочно запрещено.
Регулятор не только продлил старые запреты, но и ввёл новые. Они касаются тех граждан, которые имеют индивидуальную лицензию НБУ и разместили валюту на зарубежных счетах: им запрещено покупать валюту и переводить на счета за пределами страны. В месяц разрешено инвестировать за границу сумму, которая в эквиваленте не превышает 50 тыс. грн. Но при этом НБУ разрешил проводить такие операции от имени юридических лиц, которые являются резидентами Украины.
Кроме того, регулятор теперь может отказать в подтверждении покупки или перевода валюты за границу, если усмотрит в этом признаки отмывания доходов или повышенные риски. Банкам запрещено покупать валюту клиентам, которые имеют собственные средства на счёте 2602 (обеспечение по аккредитивам и гарантиям). Также, по новым правилам, банки имеют право покупать валюту только клиентам, имеющим совокупный остаток на всех счетах не менее $25 тыс.
Что можно
Впрочем, некоторые ограничения административного характера претерпели изменения в сторону послабления. В частности, теперь НБУ не будет требовать продавать 75 % поступлений по целевым кредитам, полученным от нерезидентов. Но и здесь есть ряд условий. Так, кредит должен предоставляться для выполнения обязательств по контрактам с нерезидентами на импорт продукции и/или товаров, перечисление должно быть осуществлено непосредственно на счёт экспортёра-нерезидента и с обязательным участием в операции агентства, выполняющего экспортно-импортные операции.
Требование обязательной продажи не касается и операций по приобретению инвалюты посредниками-резидентами по договорам комиссии, консигнации, поручения и другим агентским соглашениям, если она предназначена для перевода нерезидентам.
Нерезиденты, которые изъявили желание принять участие в конкурсных торгах по госзакупкам, теперь не будут обязаны продавать 75 % валюты, предназначенной для обеспечения их участия в конкурсе. До 7 дней с момента перечисления увеличен срок обязательной продажи валюты в случае её возвращения от иностранного банка.
Облегчён и перевод выручки иностранных инвесторов, полученный от реализации гособлигаций, причём неважно, где была произведена операция — на биржевых торгах или другим способом. А у физлиц появилась возможность безналичного расчёта за товары и услуги, не ограничиваясь суммой в 150 тыс. грн, как было раньше.
В целом банковское сообщество с пониманием отнеслось к позиции регулятора, его логика на текущий момент оправдана. Учитывая общее состояние финансового сектора, сохранение основных валютных ограничений в сегментах, которые являются ключевыми в поступлении валюты, НБУ хочет унять панику населения и ослабить неблагоприятные тенденции на валютном рынке.
В ожидании либерализации
Но нельзя бесконечно продлевать ограничения, — это приведёт к окончательной стагнации рынка. Для интеграции в европейскую финансовую систему необходим чёткий план развития украинского финансового сектора, а этого, по всей видимости, у НБУ пока нет. Вот и приходится применять ручное управление запретами, оправдывая его кризисом. Это позиция слабая и необоснованная. Все годы независимости украинская экономика оставалась практически закрытой для сотрудничества с международной экономической системой, но это нас не спасло, скорее наоборот: только мешало интеграции, что очень заметно на фоне экономического развития стран, которые за такой же срок успели выстроить эффективную систему.
Сегодня Украину видят как страну, где при определённых условиях можно получить высокий доход, но при столь же высоком риске потери капитала. Именно поэтому объём серьёзных портфельных инвестиций из-за границы ничтожно мал. Ни один инвестор в здравом уме не станет вкладывать в страну, где запрещено покупать валюту для вывода полученных дивидендов. Налицо обратное: накопленный капитал пытается вырваться из Украины. Небольшие суммы вывозят, многократно используя разрешённые лимиты, для больших денег есть офшорные схемы.
Процесс этот одними запретами не остановить. Необходима валютная либерализация с одновременным повышением ответственности за нарушение законов, — и не столько уголовной, сколько экономической. Бизнес должен видеть, что в стране есть законы, которые защищают его не только на словах, что он может цивилизованно распорядиться своим капиталом, в том числе и в инвалюте, и приумножить его. Тогда страна сможет выйти из кризиса безо всяких МВФ и прочих доноров.
Но для этого власть должна прекратить политические игры на экономическом поле, думать не только о собственной выгоде, а идти путём, который давно и успешно пройден странами с менее богатым человеческим и ресурсным потенциалом.
Zavarnik