Рынок электроэнергии в Украине. Что изменилось?

Реформа рынка электроэнергии – одно из обязательств перед Евросоюзом. В новом формате закупка ресурса будет проводиться на электронных аукционах. Регулирование взаимоотношений между участниками проводится с ориентацией на законодательные аспекты, аккумулированные на https://enerhozbuttrans.com.ua/spozhyvachu/informatsiya-dlya-spozhyvacha/, где рассмотрены и обоснованы нормативными актами права и обязанности каждого.

Как было раньше

До внедрения изменений на рынке электроэнергии, все генерирующие ее компании оформляли сделки с государственным предприятием Энергорынок. При этом финансовые расчеты проводились с ориентацией на установленные НКРЭКУ расценки. Потребителям электроэнергия поставлялась от поставщиков, которые закупали ее в Энергорынке. Для каждой категории покупателей ресурса устанавливались разные цены. Субсидирование бытовых потребителей компенсировалась увеличенными расценками для промышленных объектов.

Что изменилось

В новой модели рынка планируется убрать субсидирование перекрестного характера. Облэнерго, получившее статус поставщика монополиста, было разделено на две компании. Одна из них специализировалась на универсальном сервисе поставки электроэнергии, а вторая стала выполнять роль распределительных сетей. В рамках этого сервиса на рынок вышли новые участники – независимые поставщики ресурса, и потребители получили право выбора компании для сотрудничества.

Во втором этапе реформы предполагалось внедрение системы рынка оптового значения, сформированного пятью сегментами:

  • внутрисуточный;
  • на сутки вперед;
  • двухсторонней договоренности;
  • балансирующий;
  • вспомогательный.

В рамках этого новшества появились Гарантированный покупатель и Оператор. Первый субъект государственного значения должен был выкупать электроэнергию у производителей по установленным на государственном уровне ценам, и обеспечивать продажу ресурса. Операторы обязывались отвечать за текущие и будущие поставки.

Что с ценами

Если раньше цены регулировались НКРЭКУ, то в рамках реформы такой подход не практиковался. Чтобы избежать резких стоимостных скачков, были введены предельные цены на ресурс. К государственным компаниям были применены спецобязательства продавать ресурс так называемым трейдерам с перспективой его перепродажи населению. Такой подход позволяет придать ценам рыночные значения, на формирование которых не оказывает влияние государство.

Выводы

Новая модель энергорынка должна оказать на экономику государства позитивное влияние. Она будет стимулировать конкуренцию и регулировать цены с ориентацией на спрос и предложение.

Вернуться назад