Можно ли повернуть украинского потребителя лицом к украинскому производителю?

Можно ли повернуть украинского потребителя лицом к украинскому производителю?

Государственная служба статистики констатирует: доля украинских товаров в розничной продаже с 2005 по 2017 годы снизилась с 70,5 до 52,3 %. В прошлом году украинцы купили меньше на 2,3 % отечественных пищевых продуктов и на 3 % — непродовольственных товаров. И если с бытовой техникой, автомобилями, электроникой вроде всё понятно: репутация брендов, качество, да и альтернативы как таковой нет, — то за наши продукты, одежду и ширпотреб просто обидно… Чем нам свои-то не угодили? Почему сами украинцы не покупают украинское?

Импорт непобедим?


Эксперты не удивлены: основным аргументом в пользу того или иного товара является прежде всего цена. Если отечественный товар прилично дешевле импортного, его охотнее купят. К сожалению, людей, относящих себя к бедным слоям, в стране всё больше. А когда не хватает на самое необходимое, уже не смотрят на качество.

И рост интереса к отечественному, что не странно, повышается в периоды девальвации национальной валюты. Падает курс гривни — растёт «продуктовый патриотизм», поскольку импорт в такие периоды дорожает так быстро, что в магазинах не успевают ценники менять.

К примеру, в период скачка курса доллара с 5,5 грн до 8 грн в 2008–2009 годах спрос на отечественные товары отвоевал 4,3 % у импорта. С 2013 по 2015 годы импортные продукты проиграли нашим почти 1 % в доле продаж. Но потом вернули позиции с лихвой: по итогам 2017 года только 52,3 % проданных в розницу товаров могли похвастать маркой «Сделано в Украине».

А как выглядит ситуация по отдельным позициям? Ведь дорогой алкоголь — это вам не килограмм яблок. Может быть, популярность импорта обеспечивают дорогие товары?

Когда дорожает китайское…


Вопрос правильный. Действительно, потребление отечественной курятины, рыбы, мяса, кондитерских изделий, свежих овощей за прошедший год показало небольшой рост. А вот варенья и макарон стали покупать меньше на 5,7 и 2,4 % соответственно. Дело в том, утверждают эксперты, что отечественная еда зачастую стоит уже почти как импортная и даже с учётом затрат на доставку и пошлины не даёт возможности сэкономить. И тогда потребитель покупает то, что опробовано и стало привычным, — зачем рисковать?

Что же касается лёгкой промышленности, то успехи есть, пусть и небольшие. Так, в доле продаж в 2017 году украинские носки и чулки отвоевали у импортных 2,1 %, трикотаж — 1,2 %, обувь — 0,8 %, немеховые головные уборы — 0,3 %.

Эксперты полны оптимизма: рост цен на китайские товары показывает устойчивую тенденцию. Отечественным производителям не грех бы воспользоваться ростом зарплат в Китае… Так и есть: пара украинской обуви уже в среднем на 10 % дешевле, чем «made in China». Да и качество становится лучше, и дизайн приятнее.

Свою роль, по мнению специалистов, играют и ярмарки, где можно купить отечественные товары от крупных и мелких производителей дешевле, чем в магазинах.

Местная составляющая


Помочь отечественному производителю по-своему пытаются и «сверху». Законопроект «Покупай украинское, плати украинцам», принятый Верховной Радой за основу 241 голосами, имеет широкую поддержку ведущих производственных ассоциаций. И общества — по крайней мере в виде флешмобов в интернете. Только вот Европа недовольна… Депутаты оправдываются: проект никоим образом не дискриминирует европейских инвесторов, не ограничивает свободную торговлю Украины с ЕС или другими торговыми партнёрами и не противоречит ни Соглашению с ВТО, ни Соглашению о свободной торговле с ЕС, поскольку подпадает под разрешённые исключения из них.

В новом законе предлагается изменить правила проведения закупок товаров и услуг за государственные деньги через ввод такого понятия, как «местная составляющая». Критерий таков — в себестоимости товара должно быть 20-30 % затрат, сделанных на территории Украины при производстве. Это означает, что национальный производитель получит гарантированную победу на торгах, даже в случае, если его продукция или услуга будет на 43 % дороже предложения конкурента. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, будет стимулироваться украинская промышленность и предпринимательство.

Проигрыш всухую


Большой проблемой на пути сближения производителя и покупателя является ментальность последнего. Акции «купуй українське», вызвавшие понятное возмущение у наших торговых партнёров из Европы, не слишком повлияли на местного потребителя. С продуктами более-менее просто: свежая курятина и яйца от украинской птицефабрики или огурцы от местных фермеров вызывают больше доверия и аппетита, чем привезённые издалека. А вот с промышленными товарами картина куда печальнее. Несмотря на успехи прошлого года та же отечественная обувь пока занимает всего 3,7 % рынка. Автомобильная промышленность 10 лет проигрывает заграничным конкурентам практически всухую: 5,3 % продаж против 53,7 % в 2007 году — «это просто какой-то позор»… Конечно, здесь даже человек, ничего не понимающий в автомобилях, назовёт причину — качество. А вот ситуацию с канцтоварами и моющими средствами как оценить? Неужели причина та же?

Эксперты не находят причин для оптимизма. За первые два месяца 2018 года Украина купила за границей товаров на $700 млн больше, чем продала. Так что говорить об импортозамещении пока не приходится.

Zavarnik
Вернуться назад