Два налога на бизнес, это реально?

Два налога на бизнес, это реально?

Предпринимательская деятельность без регистрации, всего два налога, которых достаточно для наполнения госбюджета и обеспечения основной части социальных расходов. Возможно ли это в Украине? Один из вариантов налоговой реформы представил архитектор решений в проекте Oblik-Saas Даниил Монин. Его концепцию можно назвать ультралиберальной, или либертарианской. Но непривычный подход, при всех возможных минусах, позволяет объёмно оценить возможности реформирования нашей налоговой системы.

Налоги-невидимки


Основополагающих правил всего два: максимальное упрощение системы и формирование сбалансированного бюджета. Авторы предлагают на переходном этапе использовать 4 налога, из которых 2 впоследствии могут быть отменены: рента, акциз, налог 10 % на любое перечисление денег из Украины в другую страну, кроме выплаты тела кредита и единый налог 4 % на доходы, дивиденды, зачисление налички на расчётный счёт, любую покупку, который оплачивается автоматически по факту начисления денег.

Фактически это означает налог на вывод капитала, минимизацию подоходного налога, отказ от налога на прибыль, НДС, регистрационных платежей для предпринимателей. В итоге каждый украинец платит 4 % от своей зарплаты и 4 % от цены вещи или услуги при их покупке, а также 10 % от суммы перевода за границу.

Много это или мало? Однозначно намного меньше, чем сейчас. Налог на доходы (в том числе зарплату) у нас составляет 41,5 % от начисленного (22 % ЕСВ, 18 % НДФЛ и 1,5 % военного сбора) — почти половину! Но и доставшееся в руки вновь облагается налогом — на потребление. НДС 20 % заложен в стоимость большинства товаров, еды, одежды, коммунальных услуг и т. д. Плюс акцизы и пошлины, которые также «спрятаны» в цене продукции для массового потребления. Даже примитивное сложение НДФЛ и НДС даёт порядка 60 % доходов населения, которые государство отбирает посредством «невидимых» налогов. А ещё и оплата трансферов и обналички денежных средств, и инфляционный налог, который является скрытым процентным платежом в пользу эмитента денег.

На таком фоне 4 % с зарплаты и 4 % с покупки выглядят благоденствием. Но фактическая нагрузка будет несколько выше, так как ренту и акцизы предлагается временно сохранить.

Разгрузим таможни и офшоры…


Максимальное упрощение системы предполагает отказ от регистрации бизнеса. Плательщиками налогов являются все юридические и физические лица. Основными налоговыми агентами по безналичным расчётам становятся банки. Они же выполняют вычеты 4 % по операциям зачисления на безналичный счёт наличных и выдаче наличных.

Низкие трудовые налоги, сокращение фискальной нагрузки на предпринимателей, отсутствие обязательной регистрации и проверок должны стимулировать бизнесы с высокой долей человеческого труда в добавочной стоимости. Это может сделать украинское экономическое пространство максимально благоприятным для размещения зарубежных предприятий. Причём любой перевод средств в страну — экспорт, инвестиции, кредиты — не облагается сборами.

Предполагается, что в отсутствие налога на прибыль предприятия смогут задействовать свободные средства на развитие и рост, что сделает выгодным размещение высокоприбыльных производств в Украине. А стандартный налог на вывод капитала и дивидендов деактуализирует схемы оптимизации вывода средств. Вдобавок отказ от ввозных пошлин и НДС, перенесение уплаты топливных акцизов на уровень розницы снимет основную нагрузку с таможни.

…И сведём бюджет с профицитом


Напомним, что НДС, акцизы и НДФЛ — основные наполнители бюджета Украины, причём НДС на отечественные и импортные товары даёт свыше 47 % налоговых доходов казны. Поэтому концепция ликвидирует некоторые расходные статьи бюджета как наиболее коррупциогенные и неэффективные с точки зрения результатов. Так, предлагается полностью отказаться от финансирования из госбюджета фундаментальных исследований и экономической деятельности государства (за исключением дорожного строительства) и сократить расходы на социальное обеспечение, медицину, образование. Снижение расходов по этим статьям предусмотрено децентрализацией с передачей обязательств по их финансированию местным бюджетам; что же касается экономической деятельности государства — авторы предлагают приватизировать госпредприятия и государственные земли.

На бумаге удалось сформировать госбюджет с профицитом 3,9 млрд грн: доходы с учётом сохранения акцизов и рентных платежей составили без малого 648 млрд грн, расходы превысили 644,5 млрд грн. Уровень расходов на оборону и выплату пенсий полностью сохранён. Муниципальные бюджеты должны пополняться налогом на приобретение недвижимости и приравненного к ней движимого имущества. Также в доходную часть идёт доля от налога на вывод средств из Украины лицами, которые имеют зарегистрированное на территории данного населённого пункта имущество или не имеют оного, но в качестве получателя налога указан данный населённый пункт.

Итак, на бумаге баланс для переходного периода реформирования налоговой системы получился красивым. Остаётся добавить, что в текущей ситуации правительство не намерено отказываться от НДС — этой ценовой удавки на шее украинского потребителя. Хотя и обещает разрушить коррупционные схемы по его возмещению благодаря запуску электронного реестра возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), заработавшего с 1 апреля.

Zavarnik
Вернуться назад