Возможное пищевое улучшение

Возможное пищевое улучшение

Недавно премьер-министр Украины Владимир Гройсман озвучил планы правительства по улучшению контроля качества отечественных продуктов питания. Существующую систему контроля, детище предыдущего Кабмина, он назвал «несовершенной». Что ожидает украинских производителей в ближайшей перспективе? Сможем ли мы улучшить качество своей продукции и покорить новые рынки?

Маленькая ретроспектива


Как известно, Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» был принят ещё в 2014-м, а вступил в силу 20 сентября 2015 года. Отсрочка, по задумке, нужна была для создания и реформирования необходимых государственных структур. Положения закона касаются всей цепочки: производства, переработки, реализации. По сути дела, на каждом этапе — от поля до стола — должна быть своя система контроля и границы ответственности за качество. В основе стандарта качества — система Hazard Analysis and Critical Control Points (НАССР), что в переводе означает «анализ опасных факторов и контроль в критических точках».

Концепция НАССР была разработана в США ещё в 1960-е с целью создания безопасной пищи для космонавтов. Позже, в 1990-е годы, она стала внедряться в странах Евросоюза, а к 2000 году, в соответствии с Европейским пищевым законодательством, стала обязательной для производителей и переработчиков пищевой продукции. Страны Евразийского экономического сообщества постепенно внедряют эти стандарты и у себя.

Прошло три года…


Одним словом, соблюдение стандартов НАССР является минимальным условием для доступа продукции на мировые рынки. Самые распространённые стандарты, в которых реализованы принципы НАССР: ДСТУ 4161 (Национальный стандарт Украины), ISO 22000 и его улучшенная версия FSSC 22000, IFS Food Standard (внутренний стандарт европейских торговых сетей), BRC Global Standard for Food Safety (британский).

Согласно новым стандартам, ответственны за безопасность продукта не только производители и переработчики, но и транспортировщики. Каждый из них обязан следить за качеством собственной работы и, кроме того, проверять соответствие стандарту предыдущего и следующего звеньев цепочки. Функцией государства остаётся контроль не готовой продукции, а производства и оборота. Такой подход, по европейскому опыту, уменьшает риск отзывов и изъятий продукции при государственных проверках, которые, кстати, должны быть внезапными.

В Украине, как ни странно это прозвучит, внедрять стандарт НАССР начали ещё в марте 2013 года. Но по сей день реально отвечают этому стандарту лишь несколько сотен предприятий, и большинство из них работали на рынках ЕС ещё до подписания Соглашения об ассоциации. Остальным же предлагают задуматься, ведь ассоциация подразумевает, что рынки не только Европы, но и самой Украины для них могут закрыться.

В степях Украины


Что же это за аутсайдеры и почему их не пугает перспектива потери рынков сбыта? Дело в том, что в нашей стране основные объёмы сельскохозяйственной продукции производят небольшие фермерские хозяйства. Они бы, может, и рады внедрить новые нормы качества, да как? Много ли у нас, к примеру, сертифицированных предприятий по забою скота? А согласно нормам закона утилизировать павшего кабанчика, выращенного в селе на Херсонщине, можно будет лишь на одесском спецпредприятии, и всего таких предприятий — 18 на 25 наших областей. То есть, чтобы оплатить законную транспортировку и утилизацию отходов, потребуется чуть ли не корову дополнительно продать… Пока для мелких производителей существуют отсрочки, но рано или поздно вводить элементы отслеживания и контроля качества придётся всем.

Мелкие производители овощей и фруктов в свою очередь всё чаще сталкиваются с отказом в реализации своего урожая в крупных торговых сетях. Проблема — в отсутствии документального подтверждения безопасности: например, какие удобрения вносились и когда. Во избежание проблем с законом супермаркет охотнее возьмёт на реализацию египетскую картошку и польские яблоки, оставив нашим фермерам невесёлую перспективу полулегально торговать вдоль дорог.

Эксперты настаивают на необходимости широко информировать фермеров о новых требованиях, об обмене опытом с ЕС, в том числе и по части объединения и кооперации мелких хозяйств. А сроки поджимают: предприятия с высокой степенью риска обязаны были внедрить систему НАССР до 2017 года, а предприятия со средней и малой степенью риска ещё имеют время до 2018–2019 годов. Важно использовать это время с толком.

И снова перестройка


Как отметил заместитель председателя правления Союза потребителей Украины Олег Цильвик, «если у предприятия нет уже внедрённой системы управления качеством, ему необходимо будет перестроить, во-первых, все внутренние процессы контроля за продукцией, а во-вторых, менеджмент, — выделить в технологической цепочке все важные точки, где может произойти сбой…» Система предусматривает, напоминает он, что производитель внесёт в маркировку товара «все адекватные показатели продукции».

Итак, нужный закон есть, сроки исполнения прописаны, даже соответствующая «контора» создана — Государственная служба по вопросам безопасности пищевой продукции и защите потребителей. Но до недавнего времени штат этой службы состоял из одного человека — её руководителя в статусе исполняющего обязанности. Сейчас его деятельность топчется на стадии комплектации, а это несколько тысяч человек, которым ещё предстоит вникнуть в новые стандарты и изучить требования.

Так что если мы пока ещё видим на прилавках фермерские мясо и творог, овощи или яйца, то за это стоит благодарить не новые стандарты и европейский вектор, а скорее всё то же отсутствие надлежащего контроля за их качеством.

Zavarnik
Вернуться назад