Обогреемся надеждами?

Обогреемся надеждами?

Фонд энергоэффективности (ФЭЭ), который правительство обещает запустить уже весной, оброс проблемами ещё до окончательного утверждения. Эксперты считают, что раскрутить за полгода такой финансовый механизм с нуля крайне сложно практически. А он ведь ещё и теоретически недоработан…

Коммунальная реформа


Кампания по «ликбезу» украинцев относительно способов экономии энергоресурсов ограничилась агитацией за установку счётчиков и утепление домов. Но главная работа впереди. По словам аналитика Украинского центра европейской политики Дмитрия Науменко, несмотря на переориентацию на европейское поставки, газовая зависимость всё ещё является значительным фактором риска для безопасности страны. В предыдущих выпусках BZ уже писал о пакете «энергетических» законов, в числе которых — создание Фонда энергоэффективности как центра координации энергосберегающей политики государства и финансирования процессов в этой сфере. Начать работу он должен уже в апреле следующего года. Цель — снизить тарифы за счёт экономии энергоресурса.

Но эти планы правительства натолкнулись на непонимание со стороны народных избранников. В ноябре они отправили на доработку один из краеугольных законопроектов «коммунальной реформы» — о термоаудите. Как ни убеждал профильный вице-премьер Геннадий Зубко, что это необходимо для работы с донорами и вообще реформа без этого может потерять смысл, его аргументы не подействовали. А с учётом политических спекуляций вокруг темы тарифов принятие энергетического пакета законов до нового года оценивается экспертами как 50/50.

Несколько интересных вопросов…


Население, не ожидая милости свыше, взялось утепляться всеми доступными и обещанными средствами. По данным Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению, «тёплые кредиты» на сумму около 65 млн грн успели получить 514 ОСМД, однако программа доживает последние дни: на следующий год правительство закладывает 800 млн грн уже в бюджет несуществующего пока ФЭЭ.

Финансовое наполнение этого будущего спасительного то ли аккумулятора, то ли перераспределителя ресурсов пока под вопросом. Предполагается донорская помощь из Европы. Как мы уже писали в сентябре, Президент Украины просил энергетического еврокомиссара Мароша Шефчовича обсудить этот вопрос. Но надеяться надо в первую очередь на свой бюджет, хотя скорее всего — не в тех цифрах, которые нарисовал Кабмин. Маловероятно и то, что Фонд начнёт работу в запланированные сроки. По мнению ассоциированного директора департамента энергоэффективности ЕБРР Сергея Масличенко, запуск подобного фининститута с учётом всех организационно-бюрократических приготовлений может занять 1–2 года.

Не менее интересный вопрос, будут ли популярны новые «энергосберегающие» кредиты от ФЭЭ? Их получение предполагает обязательный энергоаудит жилья. А с этим тоже предстоят трудности как минимум из-за недостатка опыта, соответствующих специалистов и служб.

Несколько отсутствующих понятий…


Критики энергосберегающих новаций справедливо напоминают, что спешка и непродуманность могут загубить и это благое дело. Чёткого ответа, что будет лучше для Украины: как можно быстрее запустить ФЭЭ, невзирая на недоработки в законодательстве, или сначала скрупулёзно проработать все нюансы, — нет и у представителя Еврокомиссии, главы группы поддержки Украины Кшиштофа Герульски. По его оценкам, ФЭЭ придётся поработать не менее 15 лет и желательно, чтобы механизм его работы был тщательно продуман и понятен как гражданам, так и исполнителям.

Пока в Украине нет даже понятия такого — «класс энергоэффективности». Можно взять за основу соответствующую директиву ЕС, но на её основании каждая страна-участница разрабатывает собственную систему энергосбережения. Когда она появится — тогда можно начинать энергоаудит и термомодернизацию, поясняет Герульски.

На уровне догадок остаётся и то, кто будет платить за аудит зданий: собственники или ФЭЭ? Соответствующий законопроект чёткого ответа не даёт.

…И надежды вместо ответов


В целом вопросов набирается намного больше, чем ответов. Но авторы реформы надеются, что ФЭЭ начнёт работу хотя бы в первом полугодии 2017-го. И многое здесь зависит от государства, а не только от депутатов. Как поясняет заместитель председателя комитета по вопросам градостроительства и ЖКХ нардеп Алёна Бабак, все европейские страны внедряли свои энергосберегающие программы при помощи государственных дотаций. ОСМД и большинство собственников индивидуальных домов не в состоянии самостоятельно оплатить тепломодернизацию, поэтому необходимо давать не только кредиты, но и дотации, считает она.

Ну а пока чиновники и депутаты берут тайм-ауты на размышления и споры, гражданам остаётся уповать на собственные силы — зима-то ждать не стала! И субсидии остаются основной надеждой для тех, кому приходится существовать на пенсию или минимальную зарплату. А повышенная тарификация услуг поставщиков тепла продолжает уходить на обогрев окружающего пространства «немодернизированными» теплотрассами… Не знаю, как вы, а я уже начинаю подозревать, что глобальное потепление климата Земли — на совести Украины!..

Zavarnik
Вернуться назад