Бизнес с человеческим лицом

Бизнес с человеческим лицом

Социальное предпринимательство как концепция (и даже определённая идеология) выкристаллизовалось в 1990-х. Единой формы этого явления не существует: в Европе оно опирается на государственные программы поддержки, в США — на «третий сектор» (общественников, частные пожертвования). Но есть у него и общее: социальная миссия, способность «создать баланс между моральными императивами и жаждой прибыли».

Совершенно новые возможности


Предприниматель может принять решение отчислять некий процент от прибыли на здравоохранение, охрану окружающей среды, развитие науки и образования. Но это лишь одна из возможных форм. Среди других направлений — услуги и товары для малообеспеченных слоёв населения, создание рабочих мест (или просто новых возможностей) для инвалидов или других уязвимых групп, экологически ответственное производство, поддержка и стимулирование инновационных проектов.

Например, компания Sangevity (США) производит панели для использования солнечной энергии. Экологично, в перспективе — экономично, но для рядового покупателя дорого. Sangevity предложила фермерским хозяйствам не покупать, а арендовать солнечные панели. Это выгодно как самой компании-производителю, так и потребителям. Ещё пример — американская пекарня Rubikon Bakery: здесь работают пекарями люди без образования и даже бывшие уголовники, что решает кроме чисто коммерческих целей и социальные.

Соцпредпринимательство популярно в Кремниевой долине, ведь современные технологии дают совершенно новые возможности. Здесь создано огромное количество онлайн-платформ, позволяющих людям по всему миру поддерживать связь и решать различные вопросы. Это RAZOO, где можно обнародовать идею собственного предприятия и собирать пожертвования на её воплощение. Это GlobeIn — связующее звено между ремесленниками и глобальным рынком, где можно заказать предметы ручной работы от мастеров из бедных стран). Это GOODdler, где благотворительные организации выкладывают списки необходимых товаров, а доноры помогают их приобрести.

Карта рентабельности


Приведённые примеры касались США в основном потому, что пока именно там созданы наилучшие условия для развития социального предпринимательства. Об этом свидетельствуют данные международного агентства новостей Thomson Reuters Foundation. Онлайн-опрос с участием 900 экспертов проводился в 45 странах мира. Первые три места заняли США, Канада и Великобритания. Кроме того, в десятку лучших вошли Сингапур, Израиль, Чили, Южная Корея, Гонконг, Малайзия и Франция. Аутсайдерами оказались Турция, Ирландия и Венесуэла. Среди оценочных критериев: господдержка, наличие квалифицированного персонала, общественная осведомлённость, рентабельность социального предпринимательства, темпы развития, возможность привлечения инвестиций.

Лидерство США не удивляет, ведь сюда стекаются люди и идеи со всего мира. Основатели упомянутого GlobeIn — россияне Владимир Ермаков и Анастасия Мирон. По их мнению, миссия компании заключается не только в содействии продажам, но и усилении культурного обмена, а также приобщение стран с развивающейся экономикой к современным технологическим возможностям.

Сектор соцпредпринимательства уверенно растёт. Его называют «самым творческим видом бизнеса», «бизнесом с человеческим лицом». Это не благотворительность в чистом виде, — проект должен приносить прибыль и быть финансово устойчивым. Однако во главу угла ставится не индивидуальный успех, а общечеловеческие ценности.

Если говорить о европейском опыте, то сертификат «социальное предприятие» существует в Великобритании, Германии, Польше и Финляндии. В других странах есть близкие по смыслу маркировки (например, в Чехии помечают товары, сделанные инвалидами). Но и там актуальны вопросы законодательного оформления и отчётности соцпредпринимательства.

Для Украины это явление в лучшем случае экзотическое, а в худшем — подозрительное. Но при поддержке международных фондов уже проводятся тренинги и выделяются гранты на развитие стартапов в этом направлении. Одни из первых ласточек — киевский магазин «Ласка», где часть пожертвованных вещей продаётся, а часть поступает в благотворительные организации, или львовская пекарня «Ореховый дом», которая поддерживает Кризисный центр для женщин. Недавно в Одессе на очередном форуме Social Camp Ukraine эксперты делились опытом соцпредпринимательства.

Не прибылью единой


Успех предприятия зависит от многого: удачная бизнес-идея, трудолюбие, умение налаживать связи, доля везения… А ещё — то трудноуловимое качество, которое называют «предпринимательской жилкой». Как показывает мировая практика, 60 % стартапов и малых предприятий закрываются в первые 2 года работы. Предпринимательский дар — такой же талант, как математический или музыкальный; он присущ далеко не всем. Ну а сочетание этого дара с гуманистической ответственностью — всё равно что совпадение «умный и красивый»: бывает, но не так часто, как хотелось бы.

Вместе с тем пример богатейших людей мира показывает: не всё измеряется деньгами. Билл Гейтс, вновь возглавивший список Форбс, жертвует громадные суммы на благотворительность и совместно с Уорреном Баффетом агитирует миллиардеров последовать его примеру. Самый богатый индус Мукеш Амбани обещает потратить $20 млрд, чтобы обеспечить 90 % населения Индии 4G интернетом (сейчас доступ имеет только каждый пятый взрослый индиец). Он построил более 100 тысяч телекомуникационных вышек, работы завершатся к марту 2017-го. Это не только жест доброй воли, но и определённая экономическая перспектива; и в любом случае — достойный пример.

Впрочем, для соцпредпринимательства важно не столько количество денег, сколько сам подход. Извлечение прибыли должно сочетаться с решением или хотя бы смягчением социальных проблем. Бизнес-составляющая привносит в некоммерческие проекты необходимую дисциплину и структурированность, а социальная миссия позволяет изменить мир к лучшему.

Zavarnik
Вернуться назад