Прозрачность украинского телевидения

Прозрачность украинского телевидения

Нехорошо считать чужие деньги… если вы — не Forbes


После того как весной этого года были внесены изменения в украинское законодательство (для «обеспечения прозрачности» и «реализации принципов государственной политики») все отечественные телерадиокомпании просто обязаны указывать структуру собственности на своих сайтах. Так что сложить «1+1» (и не только) — не так уж сложно.

Прежде чем перейти к отечественному ТВ, оценим финансовый фундамент. В последнем списке Forbes (март 2016-го) Украина представлена следующими персонами: Ринат Ахметов (состояние оценено в $2,3 млрд), Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов (по $1,3 млрд), Виктор Пинчук ($1,2 млрд) и Юрий Косюк ($1 млрд). Хотя по сравнению с 2014 годом состояние Ахметова уменьшилось почти втрое, он по-прежнему остаётся самым богатым украинцем. Пётр Порошенко по версии Forbes занимает 6-ю строчку этого рейтинга.

А теперь сравним этот список с перечнем «властителей наших дум», то бишь украинского голубого экрана.

Активисты и «скромники»


Ринат Ахметов? Верно — телерадиокомпания «Украина» (при посредстве двух офшорных кипрских компаний). Игорь Коломойский — «1+1», правда, не единолично, а при участии тёзки — Игоря Суркиса. На конец 2015 года «Студия 1+1» принадлежала десятку компаний Коломойского и Суркиса, зарегистрированных на Кипре, Британских Виргинских островах и Белизе.

Геннадий Боголюбов — один из самых непубличных отечественных миллиардеров, предпочитающий держаться в тени своего компаньона — совладельца группы «Приват» Коломойского. В отличие от многих других Боголюбов склонен рассматривать СМИ не как пиар-площадку, а исключительно как бизнес-проект, поэтому ещё в 2013-м продал Борису Ложкину свою долю в UMH group (этот медиа-холдинг объединял радио, прессу и интернет-издания). В стороне от бурных медиа-течений держится и Юрий Косюк, сосредоточившийся на аграрно-перерабатывающей отрасли. Но Виктор Пинчук (вместе с супругой Еленой) — настоящий король украинского телеэфира: СТБ, ICTV и «Новый канал» (управление этими активами осуществляется благодаря специально созданным трастам).

Шестой, Пётр Порошенко, до избрания на пост главы государства стал владельцем 5-го телеканала, который освещал события Евромайдана, продавать канал не собирается и, похоже, не прочь был бы расширить медиавлияние. Во всяком случае в СМИ промелькнула информация о попытке купить в прошлом году относительно новый телеканал «112 Украина» — конгломерат из 6 региональных вещателей. Однако бенефициарным владельцем этого канала по-прежнему числится гендиректор Андрей Подщипков.

Осталось упомянуть один из крупнейших отечественных телеканалов — «Интер». В его владельцы записывали Дмитрия Фирташа (мажоритарий) и Сергея Лёвочкина (миноритарий). После обнародования информации о медиасобственности к ним добавились предыдущий владелец Валерий Хорошковский (очевидно, сохранивший часть влияния) и Светлана Плужникова. Управление традиционное: через офшорные компании на Кипре, Белизе и Британских Виргинских островах. В последние пару лет у канала было немало неприятностей: от двухлетнего пребывания основного владельца в Австрии (под следствием) до обвинений в непатриотичности и даже поджога студии. Тем не менее «Интер» остаётся одним из популярнейших украинских каналов. К слову, Фирташ также значится в списке Forbes (со «скромным» $251 млн) и ему принадлежит ряд относительно мелких киноканалов типа К1 или Еnter-film.

Рокировки в первом ряду


Интересно понаблюдать в динамике, как растёт (или падает) популярность того или иного телеканала. Не будем говорить о специфических рейтингах, когда «каждый кулик своё болото хвалит» и именно себя называет «номером один». Поскольку рекламодатели заинтересованы в объективной информации о популярности конкретного канала или программы, то существуют вполне объективные инструменты. Более того — ситуация отслеживается по дням, неделям и месяцам. Эти рейтинги не являются коммерческой тайной, поэтому сравним показатели нынешней осени (октябрь) с данными десятилетней давности.

Итак, в 2006-м пятёрка лидеров выглядела следующим образом: «Интер», «1+1», «Новый», ICTV и СТБ. «Украина» занимала 6-ю позицию, Первый российский телеканал (да, было и такое) — 7-ю, 5-й канал — 11-ю.

Десять лет спустя с долей 12,17 % за сутки первенство отвоевал телеканал «Украина». Далее следуют «Интер», «1+1», СТБ, ICTV и «Новый». Российские каналы попали под запрет, зато появились новые игроки: тот же «112 Украина» (с вполне приличным для новичка 9-м местом). 5-й канал пережил всплеск популярности в период Евромайдана, а затем вновь привычно расположился во втором десятке.

Разумеется, эта информация не претендует на оригинальность; максимум — на небольшую систематизацию. Однако, наблюдая за привлекательной или пугающей картинкой, важно не забывать, кто за ней стоит. Это позволяет быть критичным к подаче информации, сравнивать и, наконец, формировать собственное мнение.

Zavarnik
Вернуться назад