Китай инвестирует в инфраструктуру Центральной и Восточной Европы

Китай инвестирует в инфраструктуру Центральной и Восточной Европы

Пекин готовится к большим вложениям в Центральной и Восточной Европе: новый фонд Sino-CEE объёмом $10 млрд предназначен для инвестиций в инфраструктуру, высокие технологии и товары массового потребления. Всё это — под контролем одной из крупнейших государственных финансовых структур — Промышленным и Коммерческим банком Китая. Есть в списке планов Sino-CEE и Украина. Начинаем радоваться? Ан нет…

Бег впереди паровоза


Китайцы бегут впереди собственного инвестиционного паровоза. 7 ноября Посол КНР Ду Вэй на форуме Шёлкового пути в Киеве предложил создать зону свободной торговли между Украиной и Китаем. С учётом ЗСТ между Украиной и Евросоюзом — это зондирование возможностей беспошлинного выхода китайских товаров в Европу. Но общая ЗСТ нам невыгодна, и вот почему.

Китай за последние годы стал вторым по объёмам торговым партнёром Украины. В прошлом году наторговали на $6,17 млрд. Но сальдо отрицательное: украинский экспорт составил $2,4 млрд. В предыдущие годы дисбаланс был ещё более заметен: в 2014-м экспорт-импорт Украины в торговле с Китаем составил соответственно $2,8–5,4 млрд, годом ранее — $2,7–7,9 млрд. Оптимистичная, казалось бы, динамика, только вот тенденции первого полугодия настораживают. Экспорт в Китай рухнул на 34 % и составил всего-то $1,1 млрд, а импорт вырос на 12 % — до $2 млрд.

Ещё красноречивее товарная структура. Товары с высокой добавленной стоимостью в украинском экспорте занимают незначительную долю. На продукцию машиностроения в первом полугодии пришлось $54,5 млн, минералы и сырьё дали $330,6 млн, а львиную долю заняло продовольствие, и в первую очередь зерновые и растительное масло — $654,8 млн. Зато мы активно ввозим китайскую машиностроительную продукцию ($878,7 млн), химию ($415,5 млн), одежду, обувь и текстиль ($236,2 млн).

Где деньги, Си?


Упомянутые диспаритеты отражает самый крупный действующий контракт, заключённый в 2012 году. Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины получила кредит на $3 млрд: половину на закупку украинской кукурузы, другую — на закупку техники и удобрений у тех же китайцев. Для этого включена своп-линия на сумму $2,4 млрд. Контракт скандальный, китайцы уже не раз заявляли, что украинская сторона его якобы не выполняет в полном объёме. Интересно, выполняется ли план закупок китайской продукции?

То есть китайцы дают деньги в долг, чтобы на них приобреталась китайская же продукция, да ещё необходимо эти деньги вернуть. К счастью, мы связаны с Китаем только одной подобной финансовой цепью.

Так и не появился оговоренный в 2012 году кредит для «Нафтогаза Украины» на $3,65 млрд по покупке в Китае заводов по газификации угля и последующим переводом нескольких ТЭЦ на водоугольное топливо. А в 2015-м Минрегионразвития сообщало о готовности китайской госкомпании CITIC Construction Co., Ltd инвестировать $15 млрд в возведение жилья в Украине. Но пока и об этом проекте ничего не слышно.

Рост торгового оборота между Украиной и Китаем имеет место. Чего не скажешь об инвестициях. За 2015 год общий объём китайских инвестиций в экономику Украины составил $22,6 млн. В сравнении с размерами обеих экономик это чуть больше, чем ничего.

Заткнуть всех за пояс


Правда, сумма накопленных китайских инвестиций в Украине значительно выше. Госкорпорация из Поднебесной фактически создала и контролирует целый сектор украинской энергетики. CNBM — мировой лидер по производству оборудования для возобновляемой энергетики с ежегодным оборотом в $32 млрд владеет десятью солнечными электростанциями в Одесской и Николаевской областях. А в конце октября началось строительство ещё одной — в Хмельницкой области. Совокупный объём вложений китайцев в украинскую солярную электрогенерацию оценивается в $1 млрд. Для сравнения: только за первые 8 месяцев года внешние прямые инвестиции Китая в нефинансовые секторы различных стран выросли на 53,3 % и составили $116 млрд, причём примерно половина этой суммы досталась странам «пояса и пути».

За последние 3 года КНР потратила на сырьевые и транспортные проекты в бывшей советской Средней Азии $30 млрд. Китайская экспансия в регионе осуществлялась посредством выдачи многомиллиардных связанных кредитов на развитие добычи различного сырья и его доставки в Китай. Громадная экспортоориентированная экономика КНР требует сырья и рынков сбыта. Концепт «Один пояс, один путь», объединяющий два суперпроекта — «Морской Шёлковый путь» и «Экономический пояс Шёлкового пути», должен дать им и то, и другое. Масштабные инвестиции в инфраструктуру торговых путей должны не только загрузить замедляющуюся китайскую экономику новыми многолетними заказами, но и втянуть находящиеся «по пути» страны в орбиту её экономического влияния.

За 3 года китайцы весьма продвинулись в реализации этой своей инициативы. Казалось бы, где Китай и где Венгрия? Однако председатель КНР Си Цзиньпин в качестве важнейших достижений инициативы «Один пояс, один путь» в августе этого года назвал начало строительства высокоскоростной магистрали между Венгрией и Сербией. Вот это размах…

«Географический» принцип


И структура, и стиль китайского инвестирования в развитых странах заметно отличается от азиатской политики связанных кредитов. По итогам прошлого года инвестиции в США составили $8,03 млрд, при этом прямые вложения в перерабатывающую промышленность взлетели на 122,2 % — до $4 млрд. Китайцы инвестируют в коммерческие услуги ($2,24 млрд) и научные исследования ($1,23 млрд).

В украинскую науку китайцы не инвестируют. Зато с удовольствием скупают имеющие какой-то коммерческий и научный потенциал технологии. Несколько месяцев назад ходили странные слухи насчёт продажи прав на производство уникального самолёта-гиганта Ан-225 «Мрія». И хотя украинские спикеры заявляли о достройке одной единицы в Украине и передаче лицензии на производство других, китайские СМИ заявляли именно о передаче прав собственности.

В какие украинские отрасли были вложены прошлогодние китайские миллионы? В вырубку украинских лесов, то есть, простите, деревообработку (21 %), в другие отрасли перерабатывающей промышленности (31 %), в сельское хозяйство (23 %), транспорт (15 %), оптовую и розничную торговлю (14 %).

Hardware плюс software = ?


Многочисленная и достаточно квалифицированная рабочая сила, которая сегодня стоит дешевле китайской, плюс близость крупнейшего рынка сбыта ЕС — основные козыри Украины. Воспользоваться ими можно только в том случае, если КНР готова развивать в Украине производственные мощности и вкладываться в расширение логистических возможностей, в первую очередь в инфраструктуру портов и железных дорог. Законодательство под будущие концессии уже готовится в Мининфраструктуры, есть и первые претенденты на передачу инвесторам — порты Октябрьск и Херсон.

При этом варианты слегка замаскированного реэкспорта китайской продукции в ЕС в виде создания сборочных псевдопроизводств на территории Украины — не самый лучший формат сотрудничества. Нужно искать возможности для синергии с высокой добавленной стоимостью. Как минимум одну из подсказок можно найти в товарной и географической структуре украинской торговли. Так, значительную долю ввозимой из Китая техники составляет телекоммуникационное и энергетическое оборудование. А единственный вид экспорта украинских услуг, стабильно растущего в последние годы, — аутсорсинг-разработки программного обеспечения.

Дешёвый и довольно качественный китайский hardware в одной связке с интеллектуальным украинским software может стать нашим пропуском на самый высокотехнологичный и активно развивающийся мировой рынок «интернета вещей». Но о таких проектах пока ничего не слышно.

Zavarnik
Вернуться назад