Украинская таможня и ее "единое окно"

Украинская таможня и ее "единое окно"

Уже больше двух месяцев на украинской таможне работает режим «единого окна». По задумке его авторов, он должен был значительно уменьшить время на таможенные процедуры и устранить бюрократию с коррупцией. Но время показало, что у этого новшества немало изъянов, мешающих беспрепятственно провозить грузы.

Главная «фишка» заключается в параллельном проведении всех процедур таможенного контроля за счёт автоматического обмена информацией между контролирующими структурами. Бумажное делопроизводство должно уйти в небытие: его заменят электронными записями в общей базе данных. За счёт этого максимальное время прохождения таможни не должно превышать 4 часа. Если за этот срок контролёры не успеют провести досмотр и не сообщат клиенту решение, вступает в силу «принцип молчаливого согласия», то есть будет считаться, что проход таможенной границы разрешён.

Стоит отметить, что «единое окно» на самом деле не является чем-то новым. Просто Кабмин и ГФС начали наконец практическую реализацию статьи 255 Таможенного кодекса Украины (ТКУ). Она как раз и устанавливает 4 часа как граничный срок прохождения таможенных процедур и теоретически действует с 2012 года, то есть с момента принятия ТКУ. Как видим, понадобилось почти 4 года, чтобы теория стала практикой.

Однако прошло больше двух месяцев после запуска «единого окна», а проблем с прохождением таможни не убавилось. В чём причина, что такое благое дело «забуксовало» с самого начала?

По информации ГФС, только за август «единое окно» рассмотрело 315 заявок. Фискалы посчитали это хорошим результатом, но в объёмах страны, где работают десятки пунктов пропуска, это немного.

Таможенники довольно быстро научились обходить норму о времени контроля. Основанием для этого служит уже упомянутая статья 255 ТКУ: она не работает, например, если будут назначены экспертиза или анализ товара или выявятся нарушения каких-либо таможенных правил. В таких случаях, как поясняет адвокат Оксана Кобзарь, не работает и принцип молчаливого согласия: он применяется только при отсутствии реакции таможенников на поданные документы; но когда они назначают осмотр или отбор образцов товара, процедуры проходят в стандартном порядке.

Как создаются проблемы


В целом бизнес позитивно относится к самой идее объединения в «едином окне» всех органов, причастных к таможенному контролю. Но на практике разнообразие нормативных документов, на основании которых действует каждая служба, сводит эту консолидацию на нет.

Сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА) Денис Шендрик отмечает, что всё ещё действующие инструкции и приказы дают возможность контролёрам продлевать процедуру и требовать предоставления дополнительных документов, в том числе и на бумажных носителях. Нередки парадоксальные случаи, когда по стандартной процедуре грузы проходят в течение 4 часов, а по «единому окну» — свыше суток.

Серьёзный тормоз в реформировании системы пропуска — низкая квалификация и малочисленность сотрудников таможни. Особенно остро проблема нехватки персонала проявляется в пунктах пропуска с интенсивным грузопотоком, в частности в портах. Это нередко приводит к задержкам оформления документов, сетует руководитель компании-перевозчика «Новик Порт Сервис» Татьяна Сокор.

По-прежнему остро ощущается проблема коррумпированности контролирующих служб: у них осталось достаточно рычагов влияния на процесс. Особенно это проявляется при определении стоимости товара. При этом, как отмечают бизнесмены, не всегда причиной волокиты становятся сотрудники таможни. Как известно, на пунктах пропуска, кроме собственно таможенных процедур, нужно проходить ещё несколько слоёв контроля в зависимости от вида товара: ветеринарный, фитосанитарный и другие. Грузоперевозчики жалуются, что разные службы могут требовать до трёх десятков документов, без которых пересечение границы будет невозможным.

Давайте доверять!


В ЕВА проанализировали все проблемы, связанные с внедрением «единого окна», и уведомили о них правительство. Чиновники вроде как отреагировали с пониманием и пообещали в скором времени убрать препятствия в работе новой системы. Кроме того, Минфин должен будет скоординировать существующие нормативные акты и нацелить контролирующие органы и службы на конструктивный диалог с бизнесом.

В значительной степени облегчить прохождение таможенных процедур могло бы введение особого режима для компаний, не имеющих проблем с ГФС. Иными словами, проверка таких компаний могла бы проводиться не на таможне, а после её прохождения, в упрощенном порядке. Переговоры об этом с фискалами длятся давно, однако пока что реальных результатов не принесли.

Между прочим, такая идея уже возникла и в недрах Минфина. Правда, это было ещё при прежнем составе и министре Наталье Яресько. Предлагалось ввести институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Статус УЭО предполагалось присваивать компаниям, которые смогут подтвердить фискалам свою благонадёжность. Это дало бы возможность как импортёрам, так и экспортёрам беспрепятственно пользоваться принципом декларативного согласия, а все документальные проверки проходить уже после пропуска товаров. Подобная процедура — «посттаможенный контроль» — применяется сегодня во многих странах. Проект закона об УЭО по инициативе действующего премьера был направлен в парламент ещё в начале лета. О судьбе документа мало что известно; скорее всего, без надлежащего лобби-сопровождения он застрял где-то в комитетах ВР.

Так что пока «единое окно» не сильно облегчило бизнесу пересечение границ. Хочется надеяться, что правительство прислушается к нареканиям и устранит хотя бы часть существующих препятствий. Иначе очень скоро всё вернётся на круги своя: не заплатишь — не проедешь…

Zavarnik
Вернуться назад