Лоббизм в Украине

Лоббизм в Украине

Сколько существует закон, столько существуют и люди, интересы которых он ущемляет или обеспечивает, и соответственно желание любым способом добиться от властей нужного решения. 28 сентября Верховная Рада приняла к рассмотрению законопроект о легализации и регулировании лоббистской деятельности. В свете европейских тенденций Украина обязана хотя бы номинально обеспечить контроль над этим видом закулисного влияния на политиков. Попробуем сравнить мировые и наши реалии в этом вопросе.

«Практика лоббизма берёт название от фойе британской Палаты общин, где люди с особыми интересами и набитыми конвертами ждали, чтобы подстеречь и задержать для разговора входящих и выходящих депутатов… Через пару столетий такой практики эти никем не избранные люди стали весьма осведомлёнными и квазизаконными действующими лицами на окраинах государства…» — так определяет суть явления президент французской антиглобалистской организации АТТАК Сьюзен Джордж.

Гарантировано Конституцией США


В США лоббистская деятельность законна. Её юридическая база — Первая поправка к Конституции США, гарантирующая право на обращения к Конгрессу. В 1946-м был принят специальный Закон о лоббизме, давший жизнь новой «профессии». Речь уже не об индивидуалах, ведь зачастую цена принятия решения на высшем уровне — судьбы целых бизнес-империй. В мире хорошо известны, например, AIPAC или J Street, представляющие произраильское лобби с правым или левым уклоном; или Black, Kelly, Burson-Marsteller, с помощью которых Иракский национальный конгресс устроил революцию в своей стране, пользуясь заинтересованностью нефтяных и военно-промышленных компаний США.

Но не следует думать, что подобная деятельность ничем не ограничена. «Закон о раскрытии лоббистской деятельности» 1996 года определил лоббиста как политика, тратящего более 20 % времени на продвижение интересов той или иной промышленной, политической или этнической группы. Лоббистов обязали регистрироваться и раскрывать данные о клиентах по требованию должностных лиц. А в 2007-м «Закон о честном лидерстве и открытом правительстве» запретил заниматься лоббизмом сенаторам и высшему руководству страны.

Официально эффективность лоббистской деятельности в США оценивается в 9 % (такой процент от внесённых лоббистами в 2011–2012 годах 132 законопроектов был принят). Но финансирование организаций не прекращается, а значит такая эффективность приемлема.

С приставкой «евро»


В ЕС регистрация лоббистов добровольная; на 25 тысяч работающих чиновников приходится 15–20 тысяч лоббистов. Например, Конфедерация сельхозорганизаций ЕС активно влияла на разработку и реализацию Единой сельскохозяйственной политики в интересах фермеров Германии и Франции. А самая высокая эффективность — на совести Американской торговой палаты. Работает это следующим образом: подготовка любого закона невозможна без участия экспертов; их внедряют на разные уровни правительственных структур заинтересованные корпорации и бизнес-группы, — и добиваются своего.

Совмещение лоббистской деятельности с политической в Европе, как правило, невозможно: ни одна уважающая себя партия не назначит министром человека, «запятнанного» лоббизмом, — слишком дорого стоит репутация. А вот бывшие «официальные лица», не растерявшие старых связей, успешно осваивают этот вид бизнеса. Так, всеобщее недоумение вызвало поспешное трудоустройство экс-канцлера Германии Герхарда Шрёдера в Совет акционеров «Северного потока». А экс-министр внутренних дел Австрии Эрнст Штрассер даже озвучил цену своих услуг: до 100 тысяч евро за «продвижение» инициатив в Европарламенте.

В ЕС всё чаще звучат требования регламентировать такую деятельность или как минимум придать ей гласность. Так, в 2011-м создан «Реестр прозрачности» при Еврокомиссии и Европарламенте. Лоббисты должны предоставлять властям информацию о своих интересах, размерах инвестиций и доходах. Но, судя по официальным расценкам на их услуги, эти данные явно занижены.

Отечественный лоббизм: благие намерения


Вышедшие из 1990-х понятия «крыши» и «решал» со временем трансформировались в «кураторов» и «лоббистов», точно так же, как одиозные деятели той эпохи (кто выжил, конечно) переоделись из малиновых пиджаков в костюмы от «Бриони». Нынче этим занимаются так называемые GR-менеджеры: они «за дорого» обеспечивают соблюдение интересов бизнеса или банков при принятии законов. Есть и деятели помельче: устроить встречу с чиновниками верхнего эшелона, ускорить решение нужного вопроса… Услуги тянут от $1–2 тысячи до десятка тысяч.

В нашем законопроекте лоббизм определён как «профессиональная деятельность… направленная на продвижение законов, других нормативно-правовых актов, их проектов в процессе разработки, принятия, отмены или изменения их органами государственной власти, местного самоуправления, другими субъектами властных полномочий, их должностными и служебными лицами, депутатами всех уровней; представительство и защита интересов заказчика услуг по лоббизму». Его авторы намерены рассекретить истинных инициаторов государственных решений, степень зависимости власти от интересов отечественного или иностранного бизнеса. Предлагается создать Единый реестр лоббистов с платной регистрацией и ввести налог 18 % от дохода по каждой сделке. Эта цифра уже вызывает скепсис, ведь к ней добавятся и обычные налоги: соцстрах, пенсионный фонд… Элементарный подсчёт показывает нецелесообразность выхода из тени для серьёзных структур; на данный момент затратная часть у «заказчиков» гораздо ниже. А ещё эксперты опасаются, что все попытки легализовать и «загнать в рамки» этот бизнес будут сведены на нет переходом контроля к какой-либо крупной политико-экономической группе.

Как бы солидно ни звучали формулировки, по сути лоббизм — высшая форма коррупции. Этого не изменят никакие меры по его узакониванию, тем более — в украинских реалиях, то есть в неравных условиях для общественных и экономических групп.

Zavarnik
Вернуться назад