Украинский лоббизм

Украинский лоббизм

Лоббизм считается высшим проявлением коррупции, упакованным в защитную обёртку законности. Как возникло это явление, есть ли оно в Украине и чем оно отличается от коррупции?

В противовес коррупции


Принято считать, что истоки лоббизма находятся в Англии. В XVII веке заинтересованные в том или ином законе лица подкарауливали членов парламента «за кулисами», чтобы склонить их на свою сторону.

Эта технология проталкивания нужных решений стала особенно популярной в США, где лоббизм в сегодняшнем понимании сформировался в XIX веке, во времена президентства Гранта, чей портрет украшает банкноту $50. Грант якобы любил отдыхать по вечерам в лобби (по-нашему фойе) отеля «Виллард», где его могли «неофициально» информировать о нужном законе. Как бы там ни было, а начиная с 1946 года Штаты упорядочили работу лоббистов соответствующим законом, обязав их зарегистрироваться и ежеквартально предоставлять финансовую отчётность.

Необходимо отметить, что распространению лоббизма в США способствовала и сама политическая система. Ни один закон не может заставить конгрессмена менять свою позицию в угоду кому-либо, включая президента. А поскольку американский парламентаризм не приемлет строгой партийной дисциплины, члены Конгресса предпочитают голосовать за законы, выгодные их штатам или округам.

В Евросоюзе лоббизмом заниматься куда проще, чем в Америке. Да и возник он только в 1979 году, когда состоялись первые выборы в Европарламент. Европейским лоббистам достаточно пройти «добровольную» регистрацию в соответствующем реестре и соблюдать «правила лоббиста»: информировать об уже пролоббированных законопроектах, отказаться от получения сомнительной информации и другие подобные требования. Ничего серьёзного, но в ЕС считают, что уж лучше такой прозрачный лоббизм, нежели теневой и криминальный. Аналитики отмечают, что у лоббизма в ЕС есть перспектива, поскольку еврозаконы имеют приоритет над законами государств-членов и у последних всегда будет желание протолкнуть свои интересы.

Сегодня офисами лоббистов забиты деловые кварталы Вашингтона, Лондона и Брюсселя, других мировых столиц, в которых принимаются важные для бизнеса и политики решения.

Кому какая разница?


Очень часто лоббизм называют узаконенной коррупцией. И доля правды, безусловно, здесь есть. Лоббирование действительно выглядит как более утончённая по сравнению с банальными взятками форма влияния. Вместе с тем настоящий лоббизм принципиально отличается от коррупции: это прозрачный и, главное, законный бизнес на продвижении своих или чьих-то интересов. В отличие от него коррупционные схемы влияния всегда являются теневыми и противозаконными. В западных странах информация о гонорарах, выплаченных компанией своим лоббистам, находится в открытом доступе. Как мы понимаем, в коррупционных схемах всё происходит тайно, и ни общество, ни госорганы не в курсе, откуда, для чего и кому идут такие деньги.

Лоббизм на самом деле имеет мало общего с коррупцией, и прежде всего из-за его законодательной регламентации, а там, где её нет — благодаря требованиям прозрачности процесса. Таким образом, всегда можно увидеть, чьи интересы отстаивают тот или иной политик или лоббист. Конечно, и в лоббизме присутствуют неформальные контакты, однако главным фактором всё же выступает не денежное вознаграждение, а обоснованный аргумент в пользу принятия нужного решения.

В какой-то мере лоббизм является одним из способов конкурентной борьбы, в то время как коррупция ложится тяжким бременем на государство как в экономическом, так и в репутационном плане.

Украинский вариант


Украинская политика и бизнес срослись настолько, что, по некоторым оценкам, не менее 70 % принимаемых законов носят явные признаки лоббирования. Несмотря на это юридически лоббизма в Украине нет, хотя попытки узаконить его предпринимались неоднократно. Были разработаны несколько проектов соответствующего закона, три из которых даже вносились в парламент. Однако ни один из них так и не стал полноценным законом. Причины разные — от смены политического руководства до внутриклановых войн чиновничьего аппарата.

В немалой степени легализации лоббизма мешает и негативное отношение к нему значительной части общества. Лоббирование ассоциируется у граждан с коррупцией на высшем уровне и ничего с этим не поделать; а политики и чиновники своими действиями только подтверждают это. Так что отстаивать свои интересы украинскому бизнесу пока приходится через депутатские и министерские кабинеты.

В некоторой степени лоббизм оформлен через различные ассоциации, проталкивающие свои интересы по отраслевому признаку. Наиболее известны в банковской сфере — НАБУ, АУБ, в страховой — ЛСОУ, всевозможные аграрные союзы и тому подобное. Они работают открыто и во многих случаях участвуют в разработке необходимых им законопроектов.

Один из главных лоббистов, как ни странно, Кабмин. Для проталкивания своих законопроектов правительство идёт на всяческие ухищрения. Как правило, используется несовершенство процедуры их регистрации и рассмотрения в комитетах, а также противоречия между группами влияния в Раде. Зачастую для принятия важного для Кабмина решения депутаты или группы «поощряются» выделением их округам определённых сумм из бюджета.

Побороть «украинский лоббизм» как явление можно, только искоренив саму коррупцию во властных структурах. Кроме того, причина в отсутствии закона, который дал бы чёткое определение лоббизму и установил правила этого рода деятельности. Его принятие сделало бы лоббизм прозрачным и поспособствовало искоренению коррупционной составляющей.

Zavarnik
Вернуться назад