Идея масштабной приватизации будет продвигаться - Сергей Арбузов

Идея масштабной приватизации будет продвигаться - Сергей Арбузов

Склоки и конфликты внутри нынешней властной команды слишком дорого обходятся стране. Практически весь первый квартал политики увлеченно делили портфели, а на реформы времени не хватало. Не удивительно, что экономика снова начала преподносить неприятные сюрпризы, например в бюджетном секторе.

Стремительно ухудшается сальдо государственного бюджета: в январе фиксировался профицит в размере 2,5 млрд.грн., в феврале дефицит составил 4,9 млрд.грн., а в марте дефицит достиг 8 млрд.грн. Как результат за первый квартал 2016 года государственный бюджет сведен с большим дефицитом – около 11 млрд. грн. Отсюда и нервозность в заявлениях нового министра финансов, сделанных в рамках недели структурных реформ в честь Кахи Бендукидзе . Там г-н Данилюк сообщил о существовании значительных рисков невыполнения госбюджета по итогам текущего года.

Интерес представляет то, как министр собирается решать эту проблему. Из озвученных им направлений приоритетных реформ Министерства финансов становится понятно, что снова за счет населения. Например, реформа публичных финансов теперь сводится к изменению механизмов финансирования отраслей социальной сферы – образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. А обещанная налоговая реформа, призванная ослабить «фискальную петлю» и стимулировать экономический рост, видимо, откладывается. Ну, а о том, что подразумевается под изменением механизмов финансирования в постмайданной Украине, всем известно, – исключительно снижение доли расходов на те или иные цели.

Второй приоритет – фискальная децентрализация. Эта задача была зафиксирована в Меморандуме с МВФ по программе, заключенной в 2014 году, а позже перекочевала в программу EFF. Запуском финансовой децентрализации в Украине гордилась г-жа Яресько. Однако что на практике означают эти процессы? Регионам действительно выделяют большие средства, но при этом взваливают обязанность финансирования ряда социальных статей из местных бюджетов несоразмерно с выделенной суммой. Ярчайший пример – история с ПТУ (государство отказывается их финансировать, а местные бюджеты не в силах это делать).

Повышение эффективности госуправления - еще одно направление, своеобразно трактуемое Министром финансов. Здесь своими задачами министр определил повышение зарплат госслужащим и ревизию миссий/функций министерств. Позабавил пассаж Министра финансов о необходимости сформулировать миссию каждого государственного института, иначе денег не будет. Напомню, что за 2014-2016 гг. в Украине уже появилось два новых Министерства (информационной политики и по делам АТО), число вице-премьеров выросло до 6, Министерство экономики планирует создать еще несколько государственных агентств в рамках работы по развитию малого и среднего бизнеса. Поэтому жаль, что г-н Данилюк не расшифровал какие именно ведомства, по его мнению, не нужны стране.

Как я предполагал, будет продвигаться и идея масштабной приватизации. Государству любой ценой нужны деньги для латания бюджетных дыр.

В то же время министр финансов упускает из виду такие возможные пути наполнения бюджета как борьба с контрабандой, детенизация, повышение эффективности уплаты налогов, борьба с бюджетными нарушениями и прочее. Очевидно потому, что они требуют куда больше усилий, чем способны приложить нынешние чиновники.
Вернуться назад