Цены снизили, а что с качеством?

Цены снизили, а что с качеством?


Премьер дал поручение проверить качество бензина на украинских АЗС. Поможет ли это уменьшить количество «палёного» топлива?

Риск залить в бак некачественное топливо существует практически для каждого автолюбителя. Определить, какого качества горючее заправляется в автомобиль на АЗС, невозможно, даже если перед заправкой водитель потребует предъявить ему сертификат соответствия и паспорт качества. В реале в бак может попасть совсем не тот бензин или ДТ, указанные в документах. Почувствовать это можно только начав движение, зачастую за несколько километров от места заправки. Двигатель начинает терять мощность, авто вяло реагирует на акселератор, «тупит» и не набирает обычного разгона, а на светофорах может запросто заглохнуть на холостом ходу.

Отравление автомобиля топливным суррогатом, как правило, влечёт за собой серьёзные последствия для топливной системы и непосредственно двигателя. Топливный фильтр, катализатор, свечи накаливания, инжектор и поршневая группа в той или иной степени могут быть подвержены воздействию примесей, которыми был разбавлен бензин. Ремонт или замена повреждённых узлов или деталей сегодня выльётся в немалую копейку, ведь цены на запчасти, как и на горючее, привязаны к доллару.

Но если такая ситуация всё-таки произошла, следует помнить о том, что, покупая топливо, автолюбитель вступает в определённые правовые отношения с АЗС, которые урегулированы Законом о защите прав потребителей. Согласно его положениям при наличии факта выхода из строя автомобиля или отдельных систем из-за заправки некачественным топливом водитель вправе потребовать компенсации причинённого ему ущерба. Доказательством заправки на конкретной АЗС будет чек, а сумма ущерба определится после посещения СТО. Как правило, возмещения ущерба приходится добиваться через суд, в редких случаях дело решается полюбовно.

Но автолюбители практически бессильны перед нечистоплотными трейдерами, поэтому бороться с бодяжничеством и ценовыми сговорами в который раз взялось государство. На фоне резкого падения с начала года цен на нефть украинские АЗС отнюдь не торопились снижать свои цены. Сразу после праздников Кабмин поручил Минэнергетики и АМК совместно с операторами рынка определить механизм, который бы позволил регулировать цены в привязке к цене нефти на мировых рынках. И понимание вроде бы было достигнуто: некоторые операторы даже чуть сбавили цену на А-95 (на 0,5 грн) и ДТ (на 1,5 грн).

Но уже 22 января на совещании в Кабмине глава АМК заявил о начале расследования нарушения антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов. По словам главы АМК, имеет место факт установления цен, не соответствующих мировым рыночным котировкам. То есть в Украине цены остаются неизменными, несмотря на изменения цен на бензин А-95 на мировых биржах. Что выяснится в результате расследования, в АМК пообещали сообщить в середине февраля.

В свою очередь глава Кабмина на совещании о соблюдении прав потребителей поручил ГФС совместно с Госпотребинспекцией осуществить забор проб топлива на АЗС, принадлежащих основным операторам, и проверить их соответствие качеству и требуемым стандартам. По словам премьера, по данным ГФС, топливо разбавляют химическими смесями непосредственно на нефтебазах; собственно бензина в А-95 не более 45 %, остальное — химия.

Так что фальсификации топлива несут как минимум две угрозы: бюджетную и социальную. Неуплата налогов в бюджет — серьёзное нарушение. Но и материальное наказание фальсификаторов за нанесение ущерба конкретному автовладельцу должно быть неотвратимым. Если выплаты компенсаций и судебных издержек станут значительными, возможно, бодяжить горючее станет просто невыгодно.

Источник: zavarnik
Вернуться назад