Задобрили перед выборами

Задобрили перед выборами


Любые «Благие порывы» властей вызывают у думающей части украинцев желание сверить их с политическим календарем. Не приходится сомневаться, что настоящей причиной неожиданного пересмотра соцстандартов стали предстоящие выборы в местные советы.

ДОПЛАТА ЗА ЛОЯЛЬНОСТЬ?



Фактический уровень доходов населения Украины за последние полтора года ощутимо понизился в связи с инфляционными процессами и рецессией экономики вкупе с замораживанием действующих соцстандартов на уровне 2013 года. Состояние экономики и политическое противостояние в стране не давало возможности заниматься этой проблемой всерьёз. Так долго власти не игнорировали вопросы соцобеспечения даже в период кризиса 2008 года.

Исходя из заявления премьер-министра Арсения Яценюка, бюджетники и пенсионеры уже в первой декаде октября смогут ощутить, как потяжелеют их кошельки. На это необходимы «всего» 10 млрд. грн. Что же стоит за такой спешкой и с какого неба упали эти деньги, пусть и не такие уж большие — приблизительно 0,5 % ВВП за год?

Дополнительные резервы образовались вследствие нескольких причин. Первая из них — девальвация национальной валюты, что способствовало росту бюджетных поступлений. Существенную роль сыграл и пересмотр многими предприятиями уровня зарплат сотрудников, как следствие — рост бюджетных поступлений от налога с доходов физлиц. Ну и не следует забывать, что в текущем году правительство увеличило налоговое давление на предприятия, — в частности путём администрирования НДС и ввода импортного сбора. Эти и другие меры в комплексе обеспечили высокие поступления в казну, при этом уровень платежеспособности населения неуклонно понижался из-за инфляции и роста курса валют. Свою роль сыграла и договорённость с кредиторами о реструктуризации госдолга: это позволило перенацелить часть освободившихся резервов на социальную сферу.

Но не приходится сомневаться, что настоящей причиной пересмотра соцстандартов стал не столько профицит бюджета, сколько предстоящие выборы в местные советы. Расчёт на то, что значительная часть электората, — около 12 миллионов граждан (плюс восторженные родственники, друзья и знакомые), — получив повышенные зарплаты, пособия и пенсии, станет лояльнее к нынешней власти.

ДОБРЫЕ СТАРЫЕ ТРАДИЦИИ



Допустим, государство действительно озаботилось положением наиболее незащищённой части своих граждан и решило восстановить социальную справедливость, направив излишки бюджета на компенсацию утраченных доходов. Но посмотрим, о каких суммах идёт речь: 300-500 грн. для пенсионеров и малообеспеченных и 1-1,5 тыс. грн. для бюджетников. Это крохи, если учесть, сколько им придётся выложить уже этой осенью за жилищно-коммунальные услуги. Ощутив разницу, граждане могут задаться вполне справедливым вопросом: а что, собственно, способствовало их обнищанию, и главное — кто?

Во все годы независимости в Украине происходил перманентный рост соцстандартов, как правило, с привязкой к каким-либо политическим или кризисным событиям. Так, в 1993-1994 годах, когда был пик гиперинфляции, тогдашнее правительство также старалось всеми силами удержать соцстандарты на уровне ещё не забытых населением советских времён. Только тогда упор делался на выдачу субсидий заведомо убыточным предприятиям госсектора — на зарплату работникам, производившим неконкурентоспособные товары и услуги. Деньги на это просто допечатывались НБУ.

И тут мы возвращаемся к девальвации гривни... Понятно, что падение нацвалюты — следствие дисбаланса в экономике, возникшего даже не вчера. Поэтому увеличение пенсий и зарплат в условиях отсутствия реальных реформ в экономике этот дисбаланс усугубит. Временно компенсируя таким образом инфляционные потери граждан, правительство неминуемо вгонит экономику в ещё более глубокий кризис. Следовательно, досрочное увеличение соцстандартов откровенно смахивает на политический манёвр, направленный на создание видимости результативности реформ правительства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЗЯТКА



Вот так и сложилось, что любые «благие порывы» украинских властей столь же традиционно вызывают у думающей части граждан желание сверить их с политическим календарём. Подозрения возникли уже после того, как правительство затрубило о накоплениях денег на казначейских счетах. По факту дополнительные деньги пойдут на оплату коммуналки и покупку предметов первой необходимости по взвинченным инфляцией ценам. Но эффект от такой «заботы» государства, несомненно, сыграет на руку отдельным политикам.

Скептиков настораживает и то, что повышение соцстандартов было анонсировано правительством буквально спустя три дня после относительно успешных переговоров о реструктуризации госдолга.

В пределах своего интереса действующие власти стремятся задобрить население перед выборами, используя давно проверенные способы и обещания, — в том числе, например, децентрализации. Но кто задумывается о той цене, которую в конечном итоге все мы за эти популистские решения заплатим?

По сути, практика повышения выплат без реальных экономических преобразований приводит к накоплению проблем в социальной сфере. Гораздо важнее было бы немедленно переключить усилия и ресурсы государства на разработку действенной системы помощи малообеспеченным гражданам, — постоянной реальной помощи, а не частичной компенсации обнищания. Политическая воля и привязка к политике — две большие разницы, как говорят в Одессе.

(по материалам ZAVARNIK)
Вернуться назад