Желания – в плену у цен?

Желания – в плену у цен?В новый год многие вступили с надеждой, что их мечты, связанные с приобретением собственных квадратных метров, авто и т.п., наконец станут реальностью. Не секрет, что их материализация во многом зависит от того, как в 2012 году будут вести себя цены.

Наталья ПИЛИПЕНКО

На крупные покупки, которые позволяют приобрести нам чуть больше свободы и уверенности, как правило, приходится копить деньги не один год. Но даже когда необходимая сумма собрана, потенциальный покупатель не всегда спешит стать реальным, поскольку тенденция на рынке может неожиданно измениться, тем самым предоставив шанс сэкономить кровно заработанные. В минувшем году стремительно дорожал бензин, зато дешевели авто, квартиры и земля. Продолжится ли эта тенденция в 2012-м?

Штиль на рынке недвижимости

В прошедшем году в Донецке все чаще заключались сделки на приобретение двухкомнатных и однокомнатных квартир недалеко от центра города. Тогда однокомнатную квартиру на вторичном рынке можно было купить за 30–35 тыс. у. е. Но, судя по всему, даже такую сумму были готовы заплатить не все, кто стремился решить квартирный вопрос: до начала кризиса на вторичном рынке недвижимости заключались сделки на сумму, большую в 3–4 раза, чем в 2011-м.
В то же время, по данным донецких строительных компаний, количество проданных квадратных метров в новостроях увеличилось на 20%.
В минувшем году средняя цена квад­ратного метра такого жилья колебалась от 500 до 2000 долларов.
А какой она будет, скажем, в первом полугодии нынешнего года? По мнению аналитиков, все зависит от курса доллара. Если же говорить об ипотечном кредитовании, в минувшем году средние ставки по кредитам составляли от 15 – 18% годовых. Ныне высказываются прогнозы, что в 2012 году ставки могут еще вырасти на 2 – 3%. Это объясняется дефицитом гривны у банков для выдачи займов.
Данный фактор может несколько затормозить резкие изменения цен на рынке недвижимости. В итоге в текущем году цены на квадратные метры, скорее всего, не будут ни расти, ни падать. А из-за долгового кризиса Европы потенциальные покупатели квартир не будут спешить тратиться, а наоборот, – накап­ливать средства.

Без кредита

Что касается тех, кто мечтает о покупке железного коня в 2012 году, то в автосалонах шахтерской столицы в основном сдержанно говорят о перспективах большого спроса на их товар. Так, аналитик, высказавший свой прогноз «Жизни», считает, что средняя стоимость авто, скорее всего, существенно не изменится. Но вот покупателей персонального средства передвижения, пожалуй, больше не станет.
– Причина в том, что сейчас банки сворачивают автокредитование, – отмечает аналитик, – а именно благодаря полученному займу в финучреждении в 2011-м многие и приобрели авто.
Не исключено, что благодаря этому в минувшем году украинский авторынок миновал дно. В Украине было продано более 210 тыс. автомобилей — на 30–35% больше, чем годом ранее. Хотя на фоне докризисных показателей результат автопродаж 2011-го более чем скромен: в 2008-м украинцы приобрели 623,3 тыс. авто.
Эксперты и дилеры не берутся давать точный прогноз на 2012 год, объясняя, что на рынок будет влиять множество факторов. Среди них: возможное снижение роста реальных доходов украинцев, потенциальная девальвация гривны, темпы восстановления автокредитования. Кроме того, не исключена возможность повышения действующей пошлины на импорт или его квотирование в 2012 году. Потому эксперты и дилеры сдержанны. Они полагают, что в нынешнем году продажи новых автомобилей вырастут всего на 6%-15%. Однако к докризисному объему продаж отечественный авторынок вернется не скоро.

Два варианта для бензина

Без сомнения, свобода передвижения тех, кому повезет в этом году сесть за руль собственного авто, и автомобилистов со стажем определяется стоимостью топлива. В 2011-м литр топлива подорожал более чем на 2 грн. Если в начале января А-95 в среднем стоил 8,15 грн./л, а ДТ — 7,55 грн./л, то в декабре — 10,30 грн./л и 9,72 грн./л соответственно. Но даже 10 грн./л за А-95 — дороговато для кошелька рядового украинца. Как результат, по итогам года потребление бензина сократилось на 10% — автолюбители стараются меньше ездить или переходят на энергоресурсы подешевле.
Минувший год, как считают некоторые эксперты, стал годом массового перевода машин на сжиженный газ, его потребление к концу декабря превысило 800 тыс. тонн. Это означает, что на газе ездит около 1 млн. автомобилей и микроавтобусов. Также по итогам года на 10% увеличится и потребление дизельного топлива.
Представитель одной консалтинговой группы отмечает, что решающей в цено­образовании на топливо в 2012-м будет государственная налоговая политика, а также стабильность курса нацвалюты. По оптимистичному сценарию (снижение цен на нефть, стабильность курса гривны, сохранение текущих ставок топливных налогов), прейскурант вернется к показателям января 2011 года: А-95 будет стоить 8,37 грн./л, а ДТ — 7,80 грн./л.
Но высказывается и другой прогноз – о предстоящем повышении акцизов, подорожании нефти до $125 за баррель, введении пошлины в размере 120 EUR/т и курс 9 UAH/USD. В итоге А-95 повысится до 14 грн./л, ДТ — до 13 грн./л плюс может наблюдаться 20%-ное снижение потреб­ления топлива. Так ли будет на самом деле, покажет время.

Спрос на паутину… Всемирную

В 2011 году объем рынка мобильной связи составил примерно 30,87 млрд. грн. (+6% год к году). Эта оценка более чем оптимистична: по данным Госстата, в январе–октябре выручка сотовых операторов увеличилась всего на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го — до 25,66 млрд. грн. Для сравнения: в 2007–2008 гг. среднегодовой темп роста доходов от предоставления услуг мобильной связи составлял около 20%.
Высказывается мнение, что в текущем году существенно нарастить выручку операторам будет сложно. Уже несколько лет на рынке мобильной связи – технологический застой, нет принципиально новых массовых услуг. По словам аналитиков, операторы будут ориентироваться на улучшение операционных показателей, вводя новые или повышая плату за существующие услуги. Но скромные темпы роста доходов населения ограничат попытки операторов поднять тарифы — они сфокусируются на продвижении пакетных предложений и мобильного Интернета. Мобильные операторы будут инвестировать в проводной широкополосный доступ в Интернет. В отличие от мобильной связи, интернет-рынок сохраняет относительно высокие темпы роста: за десять месяцев 2011-го его оборот увеличился на 14,2% год к году — до 3,5 млрд. грн. (данные Госстата). По прогнозам, в 2012-м выручка от услуг предоставления доступа к сети вырастет минимум на 9%, тогда как объем рынка мобильной связи — всего на 3,5–4% год к году.
Вернуться назад