Что мы должны МВФ, кроме процентов

Что мы должны МВФ, кроме процентовПолучив согласие МВФ на выделение $17,1 млрд., Украина обязалась не только в течение 15 лет исправно платить по 3% годовых за пользование кредитными средствами. Поступление последующих траншей во многом зависит от того, насколько успешно киевские власти будут проводить давно назревшие, непопулярные, но жизненно необходимые реформы.

Экономическая стабилизация

Традиционно предполагалось, что сам факт начала сотрудничества Украины с МВФ окажет стабилизирующее воздействие на экономику и финансы нашей страны. Однако уже поступившие от фонда 3,2 млрд. долл. пока так и не отразились ни на курсе доллара, ни на кредитном рейтинге государства. Хотя ожидаемые показатели зафиксированы в специальном меморандуме. Предполагается, что экономически обоснованный курс национальной валюты должен составить от 10,5 до 11 гривен за доллар. В то же время МВФ не исключает, что в результате ухудшения отношений с Россией и повышения цены на импортируемый газ курс гривны снизится и до 12-13 гривен за доллар. Налицо тот самый коридор, от которого мы так долго уходили, стремясь соответствовать требованиям фонда по гибкому валютному курсу. Инфляция в 2014-м может достигнуть 16 процентов, а ВВП сократится на 5 процентов.
Стоит также отметить, что в текущем году в общей сложности Украина ожидает получить от МВФ около 8 млрд. долларов.

"Транши МВФ пойдут на выплаты по нашим внешним обязательствам, которые есть сейчас у правительства перед кредиторами – МВФ, Мировым банком, по нашим еврооблигациям, облигациям внутреннего займа. Благодаря этому мы вый­дем на баланс – 8 миллиардов. Столько всего планируется получить в нынешнем году от МВФ, и 8 миллиардов долларов мы должны будем отдать", – сказал министр финансов Украины Александр Шлапак.
Таким образом, решать основные проблемы развития внутреннего рынка, реанимации промышленности и разрыва между импортом и экспортом правительству все же предстоит своими силами.

Частично облегчить такую ношу может макрофинансовая помощь от ЕС в размере 1,6 млрд. евро, а также очередное заимствование, но уже под гарантии правительства США, в размере 1 млрд. долл.

При этом все внешнее финансирование так или иначе завязано на сотрудничестве Украины с МВФ.

Условия и условности

С гибкой гривной у украинского правительства, похоже, никаких проблем в ближайшее время не намечается. Она настолько эластична, что вообще слабо поддается контролю со стороны НБУ, который благодаря первому траншу от МВФ нарастил золотовалютные запасы до 17 млрд. долл., но вместе с тем не спешит пускать их в ход.

А вот с оздоровлением банков НБУ явно затягивает. Причем промедление увеличивает количество финансовых учреждений, попадающих в список неблагонадежных. Программа же Фонда предусматривает диагностику украинских банков (35 наибольших учреждений – Ред.) и их рекапитализацию в проблемных случаях. Нацбанк теперь обязан без ограничений помогать Фонду гарантирования вкладов (ФГВФЛ) в случае нехватки средств. Напомним, на компенсацию вкладов в шести банках ФГВФЛ может истратить практически все свои ресурсы, а список проблемных учреждений до конца года может пополниться.

Преодоление фискального дефицита

Подорожание коммунальных услуг для населения чаще всего упоминается как основной негатив, связанный с кредитами МВФ. Напомним, на первом этапе, с 1 мая 2014 года, цены на газ для домохозяйств повысятся на 56%. Эти вынужденные меры необходимы для сокращения острого фискального дефицита. Наряду с этим правительство будет оказывать финансовую помощь «Нафтогазу», укреп­лять контроль над управлением компанией и усиливать прозрачность деятельности, что даст возможность свести ее дефицит к нулю до 2018 года.

Однако латать дыры бюджета будут не только за счет населения. После утверждения программы МВФ стало ясно, что на снижение НДС или его отмену в ближайшие годы бизнесу рассчитывать не стоит. Вопросы вызывает реформирование налогообложения агробизнеса. Как следует из меморандума с МВФ, украинское правительство рассматривает вопрос о сокращении количества освобождений от налогообложения НДС в сельском хозяйстве на 2015 год. По оценке Игоря Сабия, члена комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений, спецрежим НДС позволяет аграриям аккумулировать около 14 млрд. гривен. Основное преимущество данной льготы – она предоставляется в автоматическом режиме, что нивелирует коррупционный фактор.

Улучшение бизнес-климата

Часть реформ, согласованных с МВФ, направлена на укрепление госуправления, борьбу с коррупцией, повышение прозрачности и улучшение бизнес-климата. Украина сама обратилась к МВФ с просьбой осуществить комплексное обследование экономики на предмет прозрачности и борьбы с коррупцией и предоставить до 15 июля 2014-го заключения, касающиеся системных изменений, прежде всего, в судебном и налоговом законодательстве. Честно говоря, весьма любопытно было бы взглянуть на результаты работы аудиторов, если те будут доступны прессе. Пока сложно назвать существенные, а тем более результативные шаги правительства по дерегуляции и борьбе с коррупцией. Получив вагон политических проблем, Украина пока задвинула тележку с экономикой на запасной путь.

Эксперты отмечают, что получив кредит МВФ вместе с пакетом рекомендаций, Украина взяла на себя большие обязательства, а любое нерациональное использование средств может привести к разрыву отношений с международным кредитором. «МВФ довольно предметно прописал в соглашении четкий мониторинг выполнения заявленных экономических действий со стороны украинского правительства. Поэтому фонд имеет право отказать в выделении очередного транша в рамках программы на основании определенных критериев, которые вначале будут отслеживаться каждые два месяца, а затем на ежеквартальной основе", – говорят они.

Максим ЛЕОНИДОВ
Вернуться назад